Срок реализации проекта: сентябрь 2020 года по апрель 2023 года
Руководитель учреждения образования: Емельян Екатерина Ивановна, директор государственного учреждения образования «Спондовская средняя школа Островецкого района»
Консультант инновационного проекта: Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»
Этапы реализации проекта, его цели и задачи:
Подготовительный этап: август 2020 – сентябрь 2020;
Практический этап: октябрь 2020 – апрель 2023;
Обобщающий этап: апрель 2023 – май 2023;
Внедренческий этап: май 2023 – декабрь 2023.
Цель проекта: формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Задачи:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодёжных общественных объединениях Республики Беларусь;
- внедрить и усовершенствовать с учётом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в система взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений;
- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в система взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования;
- разработать методическое обеспечение, определить оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в система взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Краткая характеристика участников инновационной деятельности (количество педагогов и учащихся, квалификационная категория педагогов).
В реализации инновационного проекта участвовали 6 педагогов на начало реализации и 4 на его завершение.
Лабодаева Светлана Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории, – рководитель инновационного проекта.
Пометько Елена Зеноновна, учитель белорусского языка и литературы первой квалификационной категории.
Милош Анна Валерьяновна, учитель истории, обществоведения первой квалификационной категории.
Канчанин Нина Васильевна, учитель немецкого языка первой квалификационной категории.
Краткое описание проведенной работы (в соответствии с календарным планом).
С 2020 года в государственном учреждении образования “Спондовская средняя школа Островецкого района” реализуется инновационный проект “Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений”. Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности. Центральной проблемой воспитания перечисленных качеств является формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Для реализации проекта в учреждении образования имелся ряд предпосылок:
- Педагоги и учащиеся освоили проектные виды деятельности через реализацию проекта “Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования , детских и молодежных объединений” (2017-2020 гг.).
- Педагоги используют в воспитательной деятельности продуктивные технологии: интерактивного взаимодействия, проектной и исследовательской деятельности, равного обучения.
- Обучающиеся занимают активную жизненную позицию, реализуют социально значимые инициативы. Значимой является деятельность волонтерского отряда “PROбуждение”, члены которого участвуют в разработке и осуществлении акций, программ и других массовых мероприятий, направленных на развитие молодежных гуманитарных инициатив.
- Педагогический коллектив имеет высокую мотивацию, направленную на самореализацию и самосовершенствование, способность генерировать новые идеи, ориентированные на развитие личности ребенка, использование современных педагогических технологий.
- Деятельность педагогического совета с использованием разнообразных интерактивных форм его проведения способствует коллективной выработке путей совершенствования образовательного процесса.
С целью реализации инновационного проекта педагоги-инноваторы проанализировали отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь. На протяжении трёх лет педагоги анализировали отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу, материалы периодической печати, сети Интернет по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, эффективный опыт организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь. Наибольший интерес в выборе современных форм взаимодействия не только с обучающимися, но и с родителями, с социальными партнерами представляли следующие материалы: Бедулина Г.Ф., Кивлюк Л.А. «Формирование коммуникативной культуры обучающихся в контексте белорусского менталитета»; Беззубова О.В. «Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса»; Минова М. Е. «Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях»; Минова М.Е. «Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними»; Шляхтина Л.М. «Основы музейного дела: теория и практика»; Кивлюк Л.А. «Внедрение подхода «Равный обучает равного» в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи: формирование нравственного иммунитета старшеклассников»; сборник материалов проекта международной технической помощи «Равный обучает равного»; пособие «Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками». Это позволило повысить уровень информированности и методической компетентности педагогов.
Анализ кадрового состава свидетельствует о наличии у педагогов-участников инновационного проекта необходимой квалификации для качественного осуществления инновационной деятельности (80 % имеют высшее педагогическое образование, 20 % – среднее специальное педагогическое образование, обучается заочно на получение высшего педагогического образования). Большинство участников инновационного проекта (80 %) являются сертифицированными пользователями информационных технологий в образовании, что говорит о мобильности, готовности идти в ногу со временем, включаться в интерактивную деятельность. Педагоги имеют опыт профессионального самообразования и организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. 60 % участников творческой группы имеют опыт работы в инновационном проекте, который реализовывался на базе учреждения образования в 2017 – 2020 годах. Администрация и педагогический коллектив учреждения образования получили опыт участия в конкурсах, конференциях, семинарах, форумах районного, областного и республиканского уровней.
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности составляют материалы семинаров и курсов, посещаемых педагогами, а также консультирование консультантами Кивлюк Людмилой Анатольевной (до 2022 года) и Миновой Мариной Евгеньевной.
Повышению инновационной компетентности способствовало обучение, которое прошли учителя в течение реализации проекта.
С 20.01.2020 по 25.01.2020 Милош А.В. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» по учебной программе «Развитие подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи» и теперь работает в качестве педагога-консультанта равного обучения.
С 19.10.2020 по 18.12.2020 учитель трудового обучения Чернявская Ю.А. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» по учебной программе «Формирование национальной идентичности обучающихся в поликультурной среде учреждения образования».
С 14.12.2020 по 19.12.2020 учитель белорусского языка и литературы Пометько Е.З. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» по учебной программе «Асаблівасці арганізацыі адукацыйнага працэсу па вучэбных прадметах «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура» ў кантэксце кампетэнтнаснага падыходу».
10.09.2020 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бурак М.В. в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» прошла обучающий курс «Организационно-методическое сопровождение экспериментальной (инновационной) деятельности на этапе организации нововведения».
25.09.2020 Милош А.В. и Пометько Е.З. участвовали в установочной встрече с консультантом инновационного проекта Кивлюк Л.А. в г. Гродно.
С 20.10.2020 по 23.10.2020 Маркевич Ю.А. обучалась в «Школе информационно-коммуникационной грамотности» для молодых педагогов в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования».
18.03.2021 участниками инновационного проекта Канчанин Н.В., Маркевич Ю.А., Милош А.В. был посещен областной семинар – педагогической quik-настройки по теме «Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений: инновационный подход», который проходил на базе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования».
30.03.2021 состоялась дистанционная встреча всех педагогов-инноваторов с консультантом Кивлюк Л.А. В ходе встречи получены рекомендации и ответы на вопросы по деятельности педагогов-инноваторов в работе над темами исследований, по подготовке справки о промежуточных результатах.
С 27.09.2021 по 01.10.2021 Канчанин Н.В. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» по учебной программе повышения квалификации педагогических работников учреждений образования «Формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений», рамках которого осуществила взаимодействие с консультантом инновационного проекта Миновой М.Е.
С 27.09.2021 по 02.10.2021 Чернявская Ю.А. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» по учебной программе «Реализация предметного содержания при работе с одаренными и высокомотивированными учащимися» и теперь включает освоенные методы в работе с волонтерами.
С 28.02.2022 по 05.03.2022 Канчанин Н.В. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Гродненский областной институт развития образования» по учебной программе «Реализация содержания и современных подходов в преподавании учебного предмета “Иностранный язык”», что позволило применять новые подходы в работе центра драматической коммуникации «Немецкий с удовольствием!».
С 11.04.2022 по 15.04.2022 Лабодаева С.А. прошла повышение квалификации в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» по учебной программе повышения квалификации «Организация образовательного процесса для учащихся с особенностями психофизического развития», рамках которого осуществила взаимодействие с консультантом инновационного проекта Миновой М.Е.
Курсовая переподготовка позволила расширить знания о сути инновационной деятельности, дала возможность и потребность профессионального совершенствования педагогов-инноваторов.
В апреле 2022 года статья Пометько Е.З. о деятельности школьной бизнес-компании была опубликована в № 1 за 2022 год «Вестника образования» государственного учреждения образования «Гродненский областной институт образования» (Приложение 1). В августе 2022 года опыт работы педагогов-инноваторов был представлен на районном методическом фестивале.
10 февраля 2023 года педагоги Пометько Е.З., Лабодаева С.А. приняли участие в семинаре-практикуме «Воспитательная среда учреждения образования как фактор успешного внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся». В марте 2023 года педагоги-инноваторы участвовали в дистанционном этапе республиканского фестиваля «Инновационные практики воспитания». 11 апреля 2023 года Лабодаева С.А. приняла участие в фестивале эффективных практик, который проводился на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», где представила свой опыт проведения занятий по скорочтению.
В рамках взаимодействия в организации работы по инновационному проекту Спондовская средняя школа Островецкого района обеспечена пособиями для учащихся и педагогов по внедрению подхода «равный обучает равного», готовыми модулями для волонтеров-инструкторов по проведению занятий для сверстников, необходимой литературой. Консультантами оказана помощь в разработке тем исследований педагогов, определены пути и формы презентации инновационного опыта.
ВЫВОД:
Для реализации инновационного проекта была разработана модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений, которая включает три блока: концептуально-целевой, содержательно-деятельностный и результативно-коррекционный. В основе концептуально-целевого блока - определение цели проекта, подходы, принципы деятельности, составляющие коммуникативной компетентности, а также компоненты коммуникативной компетентности. Чёткое определение составляющих этого блока позволило конкретизировать компоненты содержательно-деятельностного блока, в который были включены содержательный, управленческий, методические компоненты, а также определены этапы реализации проекта, формы и методы. В результативно-коррекционном блоке определены критерии и уровни оценки результативности реализации инновационного проекта.
С целью внедрения и усовершенствования модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений в учреждении были созданы новые (модернизированы имеющиеся) структуры по взаимодействию обучающихся. На базе волонтёрской организации «PRОбуждение» создан «Волонтерский центр». Разработано Положение о деятельности «Волонтерского центра» (Приложение 2).
В течение 2020-2023 гг. Волонтерским центром «PRОбуждение» инициировано и проведено ряд добровольческих акций: «Селфи в музее»; «Неделя леса», операция «Кормушка»; «Уберем снег вместе»; изготовление сувениров к государственным праздникам для пожилых и одиноких людей, ветеранов труда; по оказанию помощи детям-инвалидам «Чудеса на Рождество», «Все краски жизни для тебя»; по пропаганде ЗОЖ «Миссия-жить!»; организация благотворительной ярмарки «Мы вместе!». патриотические акции «Сохраним память на века», «Долг и память»; оказание помощи пожилым и одиноким людям «Маленькое сердце – большая польза» (Приложение 3).
Волонтеры не просто организуют и проводят вышеназванные дела, но и учатся взаимодействию друг с другом, развивают коммуникативные навыки в общении с посторонними людьми, со старшим поколением, через включение в деятельность заданий по осуществлению коммуникации со всеми участниками проводимых мероприятий. Тем самым накапливается методический кейс по развитию коммуникативных навыков детей и подростков через организацию волонтерской деятельности.
«Волонтерский центр» транслирует свою деятельность не только на страницах официального сайта, но и социальной сети Instagram, что содействует киберсоциализаци и развитию коммуникативных компетенций обучающихся в киберпространстве (Приложение 4).
В учреждении образования с целью повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков была создана театральная группа «Röslein» (Розочка). После включения в реализацию инновационного проекта организован центр драматической коммуникации «Немецкий с удовольствием!». Разработано Положение о центре драматической коммуникации (Приложение 5). Функционирование центра драматической коммуникации направлено на углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, стимулирование интереса учащихся к немецкому языку. Сущность коммуникативного обучения в том, что процесс обучения является моделью процесса общения, активным средством коммуникации. Именно игра дает возможность детям общаться на немецком языке, помогает сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям. Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Если раньше учащимся предлагался готовый сценарий театральных постановок с конкретным распределением ролей, то в рамках проекта учащиеся сами проводят обсуждение темы спектакля, выбор пьес, список действующих лиц, проводится конкурс на лучший сценарий и стихи. При коллективной подготовке постановки обеспечивается адаптация к тексту, прослушиваются образцы чтения и исполнения ролей, обсуждаются характеры персонажей. При подготовке к выступлению отрабатываются выразительные чтения ролей, разыгрывание ситуаций. Дети выстраивают систему взаимоотношения с людьми. Важную роль играет презентация своей деятельности, чтобы ученики получили опыт публичного выступления, которое способствует формированию коммуникативной компетентности.
Участники центра драматической коммуникации принимали участие в подготовке видео поздравлений для учителей, работников учреждения, родителей, которые были посвящены красным датам календаря. На протяжении учебного года в наше учреждение образования приезжают учащиеся из многих школ района с целью посещения школьного военно-исторического музея имени Ф.Г. Маркова. В связи с этим в центре драматической коммуникации начата подготовка школьных экскурсоводов для проведения экскурсий на немецком языке. Учащиеся планируют подготовить необходимый материал для проведения экскурсии на немецком языке по станциям экологической тропы, которая действует в рамках школьного лесничества «Пралеска».
С марта 2021 года в центре началась подготовка к театральному выступлению драматического коллектива в учреждении образования для учащихся, педагогов, работников учреждения и родителей. Было решено для выступления подготовить инсценировку сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» («Die goldene Gans») (Приложение 6,7). Большую часть работы над разработкой сценария взяли на себя учащиеся. Работая над постановкой выразительной речи, сценическими движениями, мимикой, дети раскрывали свой творческий потенциал. Представление было снято на видео. По итогам районного этапа областного конкурса любительских театров на иностранном языке “Триумф” театральный коллектив “Röslein” Спондовской средей школы Островецкого района награжден грамотой в номинации “Лучшая женская роль второго плана”. Спектакль также был показан в рамках проведения в учреждении образования недели немецкого языка.
По инициативе руководителя инновационного проекта заместителя директора Лабодаевой С.А. и педагога-инноватора Канчанин Н.В., с целью развития и совершенствования он-лайн взаимодействия школьников со сверстниками в сентябре 2021 года была налажена связь со средней школой № 4 г. Орша (Халикова Мария Владимировна, учитель немецкого языка). В данном учреждении образования имеется большой опыт развития деятельности школьного театрального искусства. В рамках внеурочной деятельности преподаватели данного учреждения образования осуществляли программу «Театр и мы». Школьному центру был предоставлен материал для практического использования. Это перечень сценариев мероприятий, которые были использованы для разновозрастной аудитории учащихся. В рамках ежегодного районного этапа смотра-конкурса любительских театров на иностранном языке «Триумф» был использован один из предложенных сценариев «Osterabenteuer» («Пасхальное приключение»). Над спектаклем работали в качестве режиссера, костюмера, актеров сами учащиеся, педагог же выступал только в роли тьютора (Приложение 8). Спектакль также был представлен зрителю в рамках проведения в учреждении образования недели немецкого языка, а также выступление в Сельском клубе аг. Страчанка. Видеоролик выступления размещен на официальном сайте Спондовской средней школы Островецкого района. В будущем планируеся разрабатывать сценарии по литературным произведением белорусских авторов с собственным переводом на немецкий язык, так как изучать иностранный язык намного легче, сравнивая его с родным.
При подведении итогов можно видеть, что учащиеся получили опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура), опыт самостоятельного общественного действия, межличностного взаимодействия.
В рамках инновационного проекта на базе военно-исторического музея имени Ф.Г.Маркова был создан Центр музейной коммуникации. Разработано Положение о центре музейной коммуникации (Приложение 9), индивидуальный план работы Центра музейной коммуникации. В работе Центра музейной коммуникации применяются методы равного обучения при проведении музейных занятий (Приложение 10).
Центр музейной коммуникации совершенствует коммуникативную компетентность обучающихся через интеграцию деятельности музея в систему образовательной работы в учреждении образования, включение обучающихся в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга в процессе сбора, исследования, обработки, оформления исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. При организации деятельности центра музейной коммуникации меняется подход к работе музея: применяются методы равного обучения в подготовке музейных занятий, экскурсий, оформлению пространства и экспозиции музея. В ходе поисковой, исследовательской деятельности, общения с посетителями во время проведения экскурсий, музейных уроков учащиеся приобретают презентационные компетентности: навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы. Вырабатываются умения вести диалог, вступать в дискуссию, находить компромисс.
К реализации проекта привлекаются учащихся 8 – 11 классов. Для создании социально-воспитательной среды в системе взаимодействия музея учреждения образования и детских, молодёжных объединений используются элементы метода равного обучения, работа творческих разновозрастных групп, акции, конкурсы приурочены к значимым датам Республики Беларусь. Экскурсоводы планируют, разрабатывают и проводят мероприятия с элементами методики равного обучения. Особое внимание уделяется событиям Великой Отечественной войны и другим значимым датам, которые приобрели особую актуальность в Год исторической памяти, Год мира и созидания. Например, “Ценность мирной жизни”, “Память о войне” (Приложение 11), “Мужество и героизм” (Приложение 12). В центре музейной коммуникации проходят линейки пионерской дружины им.И.Н.Мартынова, приуроченные ко Дню юного героя-антифашиста, Дню пионерской дружбы, Дню рождения БРПО, Дню Октябрьской революции, Дню Государственного герба, Государственного флага Республики Беларусь и Государственного гимна Республики Беларусь, Дню Конституции Республики Беларусь. Совместно с БРПО и БРСМ в музее проводятся акции по вступлению учащихся в эти организации, вручение книги “Я – грамадзянін Рэспублікі Беларусь”.
Потенциальные возможности внеклассного мероприятия в формировании коммуникативной компетентности обучающихся в условиях реализации инновационного проекта осуществлялись в ходе проведения недели гуманитарных наук, в т.ч. истории. Это квест-игра “Путь к победе”, “Скарбы Спондаўшчыны” (Приложения 13).
Участники инновационной деятельности приняли участие в областной научно-практической конференции “Край Гарадзенскі” (Приложение 14), в ХV Международной молодёжной научно-практической конференции “Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов в исторической памяти народа”, провели квест “Скарбы Спондаўшчыны” для районного методического объединения школьных библиотекарей.
Для популяризации деятельности “Центра музейной коммуникации” был создан буклет с информацией о направлениях его деятельности.
В рамках реализуемой модели инновационного проекта первоначально планировалось создание Центра ораторского мастерства через деятельность объединения по интересам «Юные декламаторы», целью которого предполагалось обучение учащихся основам публичных выступлений, оказание помощи в преодолении стеснительности и страха при общении с новыми людьми, обучение умению самопрезентации, навыкам ведения дискуссии. Однако более детальное изучение теоретического материала по данному направлению работы и проведенная диагностика потребностей и интересов учащихся выявили нецелесообразность подобного вида деятельности. Вместе с тем выявилось, что существует необходимость в развитии у учащихся учреждения образования умения налаживания контактов с различными социальными группами людей, деловыми организациями, а также умению самопрезентации в различных ситуациях коммуникации. Исходя из этого «Центр ораторского мастерства» решено было переформировать в «Центр успешной коммуникации «Позитив».
Основной целью Центра является формирование коммуникативных компетенций учащихся через взаимодействие с различными социальными группами населения посредствам живого общения и интернет-коммуникаций.
В период противовирусных ограничений активизировалось использование во внеклассной работе дистанционных форм. В канун праздников (Дня учителя, Дня матери, Дня защитника Отечества, 8 марта) популярными у всех возрастных групп учащихся стали видеопоздравления. Ребята постигали азы актерского мастерства, навыков выразительности речи, умения держаться перед публикой. С одной стороны, посредством онлайн-формата менее болезненно преодолевается боязнь публики, с другой – ребятам легче сконцентрироваться на поставленной задаче, соответствовать образу.
Развитию коммуникативной компетенции учащихся способствовала также и работа школьной бизнес-компании «Вербное Воскресенье». На базе учреждения образования уже несколько лет организовано изготовление учащимися пасхальных верб. Со временем возникла проблема расширения сферы сбыта изготавливаемой продукции, рекламы деятельности школьников по возрождению традиционных народных ремесел. Чтобы «оживить» уже налаженное дело, сохранить его актуальность и востребованность, рациональным было обратиться к новым подходам в его организации.
Здесь возникло несколько идей. Во-первых, к выпускаемому продукту решено было приложить мини-буклет, в котором выражаются благодарственные слова в адрес того, кто приобретает изделие, а также информация о том, какое значение для учреждения образования имеет факт этого приобретения. Совсем маленький текст выполнил несколько задач: повысить изготавливаемому продукту уровень товарного качества, сделать приятное покупателю, подчеркнуть значимость приобретения вербы как акта благотворительности, популяризировать деятельность школьной бизнес-компании (Приложение 15).
Для успешного продвижения и развития бизнес-кампании «Вербное Воскресение» ребята Центра разработали листовку с рекламой продукции бизнес-кампании, которая была размещена на сайтах учреждений образования, а также на сайтах других учреждений Островецкого района.
Совместно с волонтерским отрядом «PRO-буждение» накануне праздника Вербницы ребята навещают пожилых одиноко проживающих людей, ветеранов труда, оказывают им помощь и вручают вербу, изготовленную в рамках бизнес-компании, в качестве подарка. И здесь решено было привнести новшество: дополнительно разработать индивидуальные текстовые поздравления, подготовить их устное и письменное оформление. Как показала практика двух лет, «Школьная бизнес компания» становится эффективным инструментом получения экономических знаний через практику, воспитания в детях чувства ответственности за свою жизнь и карьеру, помощи в совершении осознанного выбора профессии. С помощью учителей и под руководством добровольных консультантов, представляющих профессиональные сообщества, учащиеся получают необходимые навыки ведения бизнеса, овладевают навыками планирования, постановки задач, командной работы, тайм-менеджмента, публичных выступлений.
Деятельность Школьной бизнес-кампании в 2021/2022 учебном году также была представлена на региональном молодежном форуме под эгидой ОО «БРСМ» «100 идей для Беларуси» в г. Сморгонь (Приложение 16). В марте 2023 года учащиеся 9 класса самостоятельно подготовили фоторепортаж «Чакаем свята» (Приложение 17).
В рамках реализации инновационного проекта создан Эко Центр, деятельность которого направлена на развитие эколого-культурного туризма, привлечение дополнительной аудитории через разработку экологических пеших и вело маршрутов на территории заказника «Сорочанские озера», в рамках которых учащимися предполагалось проводить изучение местной флоры и фауны, ознакамливать туристов с уникальностью места расположения учреждения образования; размещать фото (видео) отчеты в открытом Интернет-пространстве. Однако, в связи с отпуском по беременности и родам руководителя данного центра, принято решение о присоединении его к Волонтерскому центру в качестве одного из направлений.
На протяжении учебного года в рамках инновационного проекта проводились совместные с членами ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», школьным лесничеством «Пралеска» (экологические акции «Чистый лес», «Неделя леса», операция «Кормушка»; патриотические акции «Сохраним память на века»; оказание помощи пожилым и одиноким людям «Маленькое сердце – большая польза», «Клопат»; изготовление сувениров к государственным праздникам для пожилых и одиноких людей, ветеранов труда, выезды с концертными номерами по месту жительства; по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-инвалидам «Чудеса на Рождество», «Все краски жизни для тебя»; по пропаганде ЗОЖ «Миссия-жить!»; организация благотворительной ярмарки «Мы вместе!».
В сентябре 2021 года с приходом на работу заместителя директора по учебно-воспитательной работе Лабодаевой С.А. получило свое развитие такое направление, как скорочтение. Осознанное и быстрое чтение, на развитие которого направлены занятия скорочтения, является ведущим методом речевой деятельности обучающихся, позволяющее самостоятельно участвовать в учебно-познавательной деятельности, улучшать умения поиска, обработки и использования информации, повышать языковые навыки и главное - формировать коммуникативные компетенции.
Практика формирования коммуникативной компетенции в рамках проекта показала, что для эффективной коммуникации подростков-старшеклассников необходимы хорошие читательские навыки, которые формируются в начальной школе. И здесь была обнаружена проблема: учащиеся начальных классов обладают довольно низким уровнем чтения как с точки зрения технической, так и понятийной. Решить эту проблему, а также повысить интерес к чтению решили через обучения учащихся 4 класса основам скорочтения. За основу была взята методика Регины Каримовой, российского педагога-психолога, эксперта в области развития человеческого потенциала. С ноября 2021 года пятеро четвероклассников, а с сентября 2022 года шестеро второклассников, двое третьеклассников и два четвероклассника, один раз в неделю на занятиях скорочтением работали над развитием не только техники чтения, но и развитием памяти, внимания, концентрации, учились работать в команде, анализировать прочитанное, делать выводы. Навыки быстрого чтения призваны помочь справляться с информационным взрывом; увидеть различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста.
Занятия способствуют развитию умения вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, приводя при этом различные факты и аргументы. Они также способствуют развитию информационной компетентности – учат работать с объемами различной информации, находить и самостоятельно ориентироваться в различных источниках (Приложение 18).
С целью формирования информационной культуры как неотъемлемой составной коммуникативной компетенции с 01.12.2021 в учреждении образования начата работа по реализации международного культурно-гуманитарного проекта «Киноуроки в школах мира», охватывающий учащихся 1, 5, 8 и 9 классов. Ежемесячно в рамках классных часов классными руководителями 1, 5, 8 и 9 классов организован просмотр детских короткометражных художественных фильмов, раскрывающих нравственные понятия и ценности человека, созидательные качества и принципы личности. Каждое понятие (качество) раскрывается в идее короткометражного детского игрового фильма, предназначенного для проведения киноурока. Обязательным является соблюдение следующих этапов:
1) педагогами учреждения организуется просмотр фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения;
2) обсуждение фильма: к каждому киноуроку разработано методическое пособие для педагога, раскрывающее особенности организации обсуждения фильма: предлагается способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел, расставляются акценты при формировании восприятия учащимися вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни;
3) важный результат киноурока – возникшая у обучающихся потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике.
Так, с 01.12.2021 для учащихся 1 – 11 классов были проведены следующие киноуроки: «Мой друг единорог» (тема воображения, фантазии), «Хорошие песни» (тема доброжелательности), «Ванька Адмирал» (тема «герой, пример для подражания»), «Воин света» (тема отзывчивости); для VIII, X класса киноуроки «Дом» (тема коллективизма), «Музыка внутри» (тема милосердия), «Честь имею» (понятие «честь»), «Там, где мечтают медведи» (тема ответственности перед миром и человечеством). Как мы видим, уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу с учетом взросления учащихся, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.
Просмотренные фильмы нацелены на воспитание у обучающихся внутренних нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства. После просмотра обучающиеся сделали выводы, что вечные ценности – коллективизм, милосердие, патриотизм, любовь к родной природе – остаются незыблемыми во все времена. Народ, являющийся носителем высокого уровня нравственности, культуры, интеллекта, становится мощным двигателем перспективного развития своего государства.
Используемые в ходе реализации проекта понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для современного белорусского общества, соответствуют актуальным направлениям в сфере образования, культуры, молодежной политики, а также являются актуальными для планирования, организации и ведения воспитательного процесса в учреждении.
Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика как форма проявления созидательной деятельности, общественно-полезное социально значимое дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное как закрепление данного понятия на практике. Например, в декабре 2021 года учащиеся приняли участие в волонтерской акции «Забота», в рамках которой посетили одиноко проживающих граждан деревни Спонды и оказали им помощь, в марте 2022 и 2023 гг. учащиеся сделали своими руками открытки и поздравили всех женщин из населенных пунктов, которые входят в микрорайон школы; побывали на островецкой погранзаставе, приняли участие в акции «Память» (май 2022 г.), посетили школьный музей. Участие в данном проекте позволяет организовать воспитательный процесс в классном коллективе в увлекательной интерактивной форме.
Новым форматом мероприятия стало проведение «Книжного фестиваля» для учащихся Спондовской средней школы Островецкого района, с приглашением учащихся из близлежащих учреждений образования, учащимися из школ г. Минска (Приложения 19). Такой формат способствовал развитию коммуникативной компетентности учащихся в новой, непривычной для себя обстановке, а также привлечению к реализации инновационного проекта новых социальных партнеров, таких как соседние учреждения образования, программа «Учитель для Беларуси».
Таким образом, участие в реализации инновационного проекта способствовало повышению результативности как участников образовательного процесса, так и их участия в различных конкурсах: Портфолио волонтерской организации «PRO-буждение» отмечено дипломом ІІ степени на районном уровне, участие в конкурсе «Ребята из ДворЧата» – дипломом ІІ степени на районном уровне, дипломы II и III степени в номинации «Театральное творчество» на районном этапе VI Республиканского смотра конкурса «Здравствуй, мир!». Члены совета музея приняли участие в районных конкурсах буклетов и видеороликов, в районном этапе областного конкурса экскурсоводов. В апреле 2022 года ученица 8 класса Трибоцкая Эвелина приняла участие в ХV Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в исторической памяти народа» и награждена благодарственным письмом.
В апреля 2021 года учащиеся учреждения образования приняли участие в работе республиканского слёта молодежных стартапов в области сельского предпринимательства. Ребята имели возможность презентовать свою бизнес-кампанию «Вербное Воскресенье» перед новой аудиторией, смогли наладить контакты с другими начинающими школьными бизнес-кампаниями, обменяться опытом, приобрести новые коммуникативные навыки.
С целью наполнения позитивным контентом Интернет-пространства, обучению способам безопасной коммуникации в сетях организована беседа в социальной сети «ВКонтакте» для обучающихся-волонтеров равного обучения, начала работу страничка учреждения в Instagram, обновлена информация о школьном музее на школьном сайте, создана виртуальная экскурсия.
Результативность инновационной деятельности определялась по трем направлениям: критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений; критерии и показатели руководителей учреждений образования в сфере формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений; критерии и показатели сформированности коммуникативной компетентности обучающихся. По итогам проведенного самоанализа определено, что наблюдается положительная динамика профессионального роста: педагоги-инноваторы проявляют мастерство, творчество, используют любую возможность повысить свой профессиональный уровень, активно участвуют в различных конкурсах сами и привлекают учащихся. Педагоги-инноваторы Пометько Е.З., Милош А.В., Лабодаева С.А. имеют опыт представления своего опыта через публикации в печатных и электронных средствах массовой информации. Удовлетворенность инновационной деятельностью отметили все педагоги-инноваторы, что составило 100%.
Одним из критериев эффективности инновационной деятельности в учреждении образования является созданная система взаимодействия субъектов формирования коммуникативной компетентности обучающихся, которая строится на основе сотрудничества и диалога, способствует установлению в коллективе благоприятного психологического климата. Педагоги в анкетах самоанализа отмечают, что у пионерского актива и членов ПО ОО “БРСМ” доверительные отношения с учителями (100%), за свои решения и действия пионеры несут коллективную ответственность (75%), ответственность, поручения и действия распределяются в интересах каждого (100%).
Уровень сформированности коммуникативной компетентности обучающиеся – участников инновационного проекта, определялся по следующим критериям (Приложение 19). Когнитивный: 85% учащихся проявляют познавательный интерес к коммуникации, имеют представление о коммуникации и особенностях ее организации и осуществления. Мотивационный: 84% учащихся указали, что деятельность в общественной молодежной организации учит взаимодействию с другими людьми, способствует умению принять решение в различных ситуациях, связанных с взаимодействием в обществе. 100% учащихся принимают ценности белорусского общества, идеологию белорусского государства. 100% учащихся отмечают, что все люди должны стремиться к согласию, признанию общих интересов, участвовать в общественной жизни, самоуправлении. Действенно-практический: высокий уровень выявлен у 83% учащихся, которые демонстрируют способность к саморегуляции, дисциплинированность, способность противостоять негативным тенденциям. Способность к рефлексивно-оценочной деятельности показали 74% обучающихся. 75% ребят осознают свою ответственность в том, что любое их высказывание должно быть понятным; 62,5% владеют культурой общения; 87,5% могут признать свою ошибку; 87,5% могут доказать свою точку зрения; 77,5% умеют делать выводы.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности учащихся обеспечивается:
- деятельностью на основе анализа изучения информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;
- организацией и осуществлением социально значимых мероприятий: экологических акций, акций по пропаганде здорового образа жизни, по оказанию помощи одиноким и одиноко проживающим людям, участием в форумах и творческих конкурсах детских и молодежных объединений, сбором и распространением информации о проделанной работе;
- взаимодействием с учреждениями образования Гродненского региона, детскими и молодежными объединениями социальными партнерами.
Это делает актуальным продолжение реализации инновационного проекта по теме «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений» Цель инновационного проекта достигнута благодаря слаженной работе творческой группы педагогов-инноваторов, созданию оптимальных условий для реализации проекта, в частности разработке системы мотивации учителей – участников инновационной деятельности, высокому качеству проводимых методических мероприятий.
В ходе реализации инновационного проекта участники инновационной деятельности овладели теоретическими знаниями и практическими умениями по формированию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о целесообразности и правильности выбора стратегии и тактики реализации работы над проектом.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное учреждение образования «Спондовская средняя школа Островецкого района» успешно реализовало инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений». Об этом свидетельствует следующее:
- создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждения образования и детских молодёжных объединений, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся.
- расширилась сеть партнерских контактов;
- повысился уровень компетентности участников проекта, что позволило начать работу по созданию информационного музейного Интернет-ресурса, новых образовательных продуктов в рамках Центра драматической коммуникации;
- повысилась активность участия в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектах и инициативах детских и молодежных объединений;
- создан банк методических разработок, планов-конспектов обучающих занятий по формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся.
В ходе реализации инновационного проекта участники инновационной деятельности овладели теоретическими знаниями и практическими умениями по формированию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о целесообразности и правильности выбора стратегии и тактики реализации работы над проектом. При этом необходимо обратить особое внимание на проблемы, которые были выявлены в ходе реализации проекта:
- необходим поиск более современных форм взаимодействия участников образовательного процесса в режиме инновационной деятельности, освоения новых способов коммуникации в контексте концепции цифрового детства и цифровой социализации;
- не достаточно представлен инновационный опыт педагогов-инноваторов в средствах массовой информации.