Публикация в № 1 за 2022 год «Вестника образования» государственного учреждения образования «Гродненский областной институт образования»
Формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся через рекламную деятельность школьной бизнес-кампании
Жизнь человека протекает в постоянном общении, и воспитание речевой культуры, формирование коммуникативных умений и навыков обеспечивает эффективность общения в разных сферах человеческой деятельности. Формирование коммуникативной компетентности имеет особое значение для учащихся: она влияет на учебную успеваемость, от нее зависит эмоциональная атмосфера в классном коллективе, она является ресурсом благосостояния в будущей взрослой жизни, влияет на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.
Именно эти условия повлияли на включение государственного учреждения образования “Учебно-педагогический комплекс “Спондовский детский сад – средняя школа” в инновационный проект “Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений”. Проект действует второй год, и мы находимся на этапе практической реализации идей этого проекта.
Одно из направлений – организация и деятельность “Пиар-центра”, деятельность которого развивается в том числе и на базе школьной бизнес-кампании «Вербное воскресенье».
Детальное изучение интересов детей и подростков, сферы их занятости и общения в различных видах деятельности на начальном этапе школьной инновации показало, что многие из ребят проявляют интерес к декоративно-прикладному творчеству, имеют желание к развитию своих способностей, общению и обмену опытом со своими ровесниками из других учреждений и населенных пунктов. На базе учреждения образования уже несколько лет существует бизнес-кампания “Вербное воскресенье” по изготовлению пасхальных верб. Одним из условий развития успешной деятельности кампании является налаживание коммуникаций с подобными объединениями, поиск партнеров, эффективная реклама продукции. Тогда и возникла идея с организацией “Пиар-центра” через работу бизнес-кампании “Вербное воскресенье”, в котором ребята смогут обучаться навыкам налаживания контактов с подобными детско-юношескими объединениями из других учреждений образования, популяризации собственной деятельности посредствам интернет-коммуникаций и участия в различных форумах, фестивалях, ярмарках, бизнес-проектах.
На занятиях «Пиар-центра» спондовские школьники изучают азы рекламной деятельности, знакомятся с различными современными способами и методами самопрезентации. Это дает возможность молодым людям развивать и успешно реализовывать свой творческий потенциал. Кроме того они получают замечательный навык работы в команде, когда от вклада каждого, от умения принимать мнение сотоварища и умения грамотно представить и донести другим свою идею зависит успех общего результата. Весьма значимо, что подобный способ развития коммуникативных навыков имеет конкретное практическое применение. Совместная деятельность членов «Пиар-центра» уже принесла первые результаты.
Ребятами бизнес-кампании были разработаны рекламные буклеты к продукции, что придало ей особую индивидуальность и узнаваемость. Учащиеся же учреждения образования получили первые навыки публичного представления и грамотной рекламы своей деятельности. Кроме того, создавая продукцию «Вербного воскресенья», ребята развивают навыки взаимного общения, учатся на практике организации коллективной деятельности. При разработке и распространении рекламной продукции дети и подростки выходят из повседневного круга общения, что положительно влияет на развитие личности, дает хороший задел на будущее, совершенствуются коммуникативные навыки, которые будут востребованы во взрослой жизни.
Весьма успешным стало участие представителей бизнес-кампании в Республиканском слете молодежных стартапов в области сельского предпринимательства экологической направленности 21-22 апреля 2021 года в г. Минск. Школьная бизнес-кампания смогла пройти предварительный отбор среди более двадцати пяти команд со всей Беларуси. Ребята получили возможность обменяться идеями и наработками с другими командами-участницами, воспользоваться полезными рекомендациями в процессе работы в группах с тьюторами, а так же публично представить свой проект «Вербное воскресенье» перед всеми участниками слета.
В августе 2021 была разработана рекламная инсталляция о деятельности “Вербного воскресенья”, которая участвовала в выставке, приуроченной к районному совещанию педагогических работников Островецкого района (СШ №3 г. Островец). Такой вид деятельности помог детям развивать свои коммуникативные навыки в обобщении итогов своей работы, в презентации ее разными способами: аналитические умения, работа с текстом, подбор дизайнерских решений, организации пространства, представление своей работы на публике.
В сотрудничестве с общественной организацией БРСМ осенью 2021 года школьная бизнес-кампания «Вербное воскресенье» подала заявку на участие в молодежном проекта «100 идей для Беларуси». Представители кампании смогли успешно пройти районный этап и были приглашены для участия в зональной выставке-презентации республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси», который состоялся в г. Сморгонь 12.11.221г. Это весьма существенный опыт развития активной творческой деятельности, которая содействует развитию коммуникативных компетенций учащихся.
В настоящее время ребята «Пиар-центра» активно работают над созданием контента в сети Интернет для популяризации продукции бизнес-кампаниии и налаживания контактов с владельцами агроусадеб и туристических объектов с целью дальнейшей реализации изделий.
Учащиеся-участники проекта весьма положительно отнеслись к приобретению нового опыта коммуникации. Он повлиял на формирование у них навыков работы в команде, налаживания контактов с незнакомыми собеседниками, на умение свободно и уверенно держаться перед публикой, с пользой развивать и реализовывать свои творческие способности. Безусловно, все это пригодится ребятам в их взрослой жизни, и будет способствовать профессиональному и личностному успеху.
Пометько Е.З., учитель белорусского языка и литературы, руководитель школьной бизнес-кампании “Вербное воскресенье”