Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь» определено описание и порядок использования государственных символов Республики Беларусь.
Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
Красный цвет – обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси. Это знак счастливой жизни. Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.
Государственный герб Республики Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении.
Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Контур Беларуси – золотой – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. -Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. - Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. - Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
Гимн Беларуси это самая торжественная песня страны. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Гимн: https://disk.yandex.ru/d/9xkLF_-purKR7w
Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Каждый высокообразованный человек должен знать традиции и язык своего народа. Поэтому нужно осознать, что чем больше Национального в воспитании, тем сильнее, духовно богаче нация. Народные праздники и обряды способствуют приобщению к различным видам искусства, творческой деятельности и трудовым процессам. Нужно помнить, что в наши дни нет естественного подражания фольклору от старших. Поэтому в тот фольклор, который был издревле взрослым, детей вводят искусственно. Обязательно нужно учитывать возрастные особенности дошкольников, и не нужно очень подробно знакомить их со всеми праздниками годового круга, только с теми, которые будут понятными (это касается и обрядовых действий, игр, танцев, песен, которые исполняются на том или ином празднике).
Детей нужно знакомить с такими народными играми, песнями, сказками, танцами, которые им понятны и интересны, соответствуют нашим сегодняшним эстетическим требованиям. Это положение должно учитываться при отборе фольклорного материала для воспитания детей. Только при таких условиях народное творчество может органично, а не искусственно войти в их жизнь.
Сретение или Сретение - гуканье весны.
Этот праздник вобрал в себя образ зимы и лета в песенных группах, спорящих между собой песнями.
Масленка.
Празднуется на восьмой день перед Пасхой. Этот праздник начинались запуски, которые заканчивали Рождественский мясоед.
Гукание весны.
Этот праздник характерен для Восточной Беларуси. Как и масленковые обряды песни и хороводы происходили на горках, ведь так было ближе к небу. Кульминация этого праздника достигалась 7 апреля, когда происходили непосредственно ритуальные действия и продолжались до того момента, как вспорут поле.
Сараки.
Праздник приходится на 22 марта. Оно отмечает День весеннего равноденствия. 3 этим праздником окончательно приходит весна.
Комоедица.
Этот праздник пришел из глубокой древности. Отмечается перед сведением. На этот праздник поклонялись медведю.
Пасха.
Этот праздник считается величайшим календарным праздником. Оно составляет исключительную особенность, самобытность белорусского обрядово-праздничного календаря. На этот праздник стрякали Новый год по солнечному календарю. Праздновалась в день весеннего равноденствия. Потом стала передвижным с 4 апреля до 8 мая. Последнее воскресенье перед праздником было Вербное воскресенье. В церковь заносили веточки вербы, которые освящали святой водой. Потом приносили домой и съедали по одному волдырку, чтобы защититься от молнии, а остатки вербы хранили до следующей Вербницы.
Юрий.
Праздник отмечался 5 мая. На нем чествовали символ порядка, весны, процветания природы. На лугу девушки выбирали самую красивую, одевали ее русалкой и надевали ей венок, водили вокруг нее хороводы и пели. На этот праздник существует много пословиц, признаков. Вот одна из них:»как дождь на Юрия, то будет хлеб в дурака".
Зеленые праздники.
Праздник наивысшего расцвета природы. Известно под названием Троицы, Троицы. Празднуется этот праздник на седьмой и восьмой неделе после Пасхи. Этот праздник является гимном матери-природе.
Купалье.
Празднуется с 6 на 7 июля. Этот праздник насыщен красивыми языческими обычаями и празднуется в честь летнего солнца обращения. Суть этого праздника осталась нетронутой до наших дней. Воплощением были очищающие костры, очеловеченный образ женщины Купалы и даже его дочери.
Жатва.
Этот праздник является самым продолжительным комплексом ритуалов. Начинала праздноваться с 12 июля по 27 сентября. Жатвенные обряды составляли основу самого тяжелого трудового деяния.
Покровы.
Отмечались с 14 октября по 27 октября. На этот праздник распределялись дни между девушками, а 27 октября по погоде предполагали о характере будущей жены, и называли это время дивным летом. На этот праздник в природе происходил переломный момент от лета до зимы. "Пришла покрова и спрашивает, к зиме ли готово."Начиная с этого праздника, молодежь начинала собираться на посиделки, а домашние дела справлялись с песнями.
Деды.
Каждый день недели имел свое значение. Так суббота должна была быть Днем чествования дедов, всех умерших. В этот день каждый должен был вспомнить лучшие черты пращуров, отдать им должное уважение.
Зимние праздники.
Начинались после постного сочельника (6 января) и завершались до Крещения (19 января). На этот праздник происходили настоящие театрализованные белорусские народные карнавалы. Начинались зимние святки с Рождества(7 января), которые были в честь зимнего солнцеворота и рождественского месоеда после Филипповского поста. На этот языческий обряд наслоился христианский праздник Рождество Христово - праздник Рождества. Неотъемлемым ритуалом является чествование предковдедов. Этому посвящали три торжественно-почитаемых сочельника:
предрождественская постная, богатая щедрая и водяная. Это действие длилось с 25 декабря по 2 января.
Народные праздники и обряды способствуют:
- развитию патриотических и национальных чувств;
- развитию взаимоотношений детей. Народные праздники и обряды являются тем средством, с помощью которого дети учатся вести себя цивилизованно и культурно;
- эрудиций детей. В процессе подготовки и проведения праздника значительно расширяется слоуниковый запас детей;
- также расширяются знания о народных традициях.
Белорусский национальный костюм-комплексы одежды, обуви и аксессуаров, сложившиеся на протяжении веков для использования белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет чрезвычайно высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.
Неотъемлемой, самобытной частью национальной культуры Беларуси является традиционная народная одежда. Оно не только охраняло человека от непогоды. В одежде находили отражение практический опыт и эстетические идеалы народа, духовный мир людей. Костюм первично определяет национальную принадлежность человека. По композиционным частям костюма можно узнать, откуда человек родом, какое семейное положение, возраст и род занятий.
Народный костюм-самобытный элемент культуры. Стиль и образ народного костюма формировались на протяжении веков. Особой гармоничностью и совершенством определяется женский костюм. Женская и девичья одежда состояла из рубашки, безрукавки, юбки, фартука и пояса. Женские рубашки традиционно шились из льняных тканей. Составной частью женского костюма была безрукавка, которая надевалась поверх рубашки. Безрукавка имела много названий: жилет, шнуровка, кабат и другие. Сшитая из фабричных материалов безрукавка являлась довольно дорогостоящей вещью. Юбка, которая шилась из домотканого однотонного сукна, называлась андарак. Этаж юбки в Белорусском народном костюме с давних времен надевался фартук. Разноцветные и белые фартуки-неотъемлемая часть традиционной одежды. Фартук выполнял не только практические, но и декоративные функции.
Головные уборы и прически придавали народному костюму завершенность и праздничность. С давних времен они отражали семейное положение женщины или девушки. Традиционно девушки не закрывали волосы. Женщины прятали их под головные уборы. Непокрытые волосы считались у белорусов, как и у всех славянских народов, символом девичества. Женская одежда белорусок дополняла большое количество различных видов украшений. Узоры, вышивка, кружева органично входили в фактуру одежды. Кроме этого, существовали еще съемные украшения-всевозможные бусинки, кольца, серьги.
Мужская одежда менее разнообразна, чем женская. Мужской костюм состоял из опоясанной рубашки, брюк, иной раз и из жилета. Необходимым элементом традиционного мужского костюма являлись рубашки или рубашки. Сорочка имела низкий воротник или шилась без воротника, рубашка имела отложной воротник и разрез. Праздничные рубашки обычно шили из тонкого белого Кужеля, рабочие-из более грубого льняного полотна. К мужской рубашке обязательно добавлялся тканый или кожаный пояс.
Головные уборы являлись важной частью общего комплекса народной одежды белорусов. Мужские головные уборы были очень разнообразными по форме, Y качестве основных материалов для ix изготовления использовались шуба, шерсть, солома. Наиболее распространенным головным убором была магерка-круглая высокая мужская шапка. Широкое распространение получили козырьки и шляпы. В Беларуси типичны были овчинные шапки, которые обычно носили зимой. Меховые шапки с ушами чаще назывались вислоухими. В качестве летнего головного убора имели расширение шляпы, плетеные из ржаной или пшеничной соломы.
Важным элементом женской и мужской одежды являлся пояс, выполнявший несколько функций. Поясами подпоясывалась нижняя и верхняя одежда. К ним привешивались различные небольшие вещи. Выполняли они и обрядовую функцию. Пояс мужчин выступал не только декоративной частью костюма. Появление без пояса на людях считалось неприличным. Пояса определяются разнообразием техник изготовления. Их Вилли, плели, ткали и вязали. В некоторых местах широкие, ярких цветов пояса носили женатые мужчины. Молодые парни подпоясывались только узкими поясами бледных цветов. Кожаные пояса носили преимущественно мужчины. Традиции, связанные с поясами, были очень устойчивы. Они играли значительную роль в обрядах.
Выделяют 3 разновидности Белорусского национального костюма (в соответствии с социальной принадлежностью):
Крестьянский;
Мещанский;
Шляхетский.
Белорусский крестьянский имеет глубокие исторические корни и сохранил много архаичных черт. Сочетая в себе практичность и эстетичность, он являлся и является гораздо большей вещью, чем просто одеждой или даже художественным произведением. Крестьянский костюм белорусов отражал местные традиции, потребности и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, которые его изготавливали, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории. Обычно именно крестьянский костюм подразумевают, когда ведут речь о национальном костюме белорусов вообще.
Мещанский и шляхетский национальные костюмы вписываются в общеевропейские модные тенденции, но при этом имеют в себе большое количество национальных особенностей, что позволяет считать их за разновидности Белорусского национального костюма.