Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
В уголовном законодательстве преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы». Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.
Статья 166.
Изнасилование
1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167.
Насильственные действия сексуального характера
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи,
совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо
повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо
причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные
тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168.
Половое сношение и иные действия сексуального
характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия
сексуального характера, совершенные лицом,достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169.
Развратные действия
1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Наше понимание эффективной профилактики сексуального насилия основано на простом факте: если дети и подростки чувствуют себя свободными, защищёнными и сильными, то они реже подвергаются сексуальному насилию и/или имеют лучший доступ к своевременной помощи.
Невзирая на это, вся ответственность в ситуации сексуального домогательства или насилия над детьми и подростками в любом случае лежит на нас, взрослых. Кроме того, именно мы можем научить детей правильно реагировать в таких ситуациях. Поэтому мы все обязаны хорошо представлять, что такое сексуальное насилие над детьми и как ему можно противостоять.
Чаще всего насильниками являются мужчины – члены семьи или знакомые ребёнка, и такого рода насилие всегда связано с секретностью, тайной. Тот факт, что знакомый, близкий или даже родной человек может использовать свою власть для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, вызывает у пострадавших детей и подростков целую бурю противоречивых чувств.
Не существует единственно верного рецепта против данного вида эксплуатации детей. Но есть методы, которые могут поддержать детей и подростков в подобной ситуации и придать им сил среди бури чувств и эмоций.
Профилактика сексуального насилия в отношении детей и подростков – это не инструкции, предупреждения или запреты, а выстраивание открытых, безопасных и уважительных отношений с детьми.
Несмотря на беспокойство о безопасности ребёнка, необходимо учить детей независимости. Эффективная профилактика – это разговоры о различных видах нарушения личных границ, о том, как важно доверять своим ощущениям, искать и получать помощь, а также общий позитивный тон сексуального просвещения детей.
Но самое важное в профилактике насилия – это личный пример окружающих взрослых, их внимание к своим эмоциям и проговаривание своих чувств.
Различные области профилактики
Чувства
Умение распознать и доверять собственным чувствам имеет очень важное значение для выстраивания общения с людьми и способности защитить себя. Стать взрослыми – это не значит научиться справляться со своими чувствами, это значит научиться распознавать и называть огромное количество разнообразных, перепутанных и противоречивых чувств. Очень важно уметь признавать и уважать не только собственные чувства, но и чувства других людей.
Сексуальное образование
Для того, чтобы дети и подростки воспринимали свои тела и сексуальность как что-то позитивное и прекрасное, что-то, что нужно беречь и защищать, необходимо обеспечить им адекватное половое воспитание в соответствующей возрасту форме. Дети должны знать термины, обозначающие различные части их тел и аспекты сексуальности, и не бояться их произнести, а также получать серьёзные и правдивые ответы на свои вопросы.
Тайны чудесные и тайны неприятные
Есть чудесные тайны, за которыми скрывается радость, а есть гнетущие, неприятные тайны, создающие страх и дискомфорт. Мы обсуждаем с детьми, что такие тайны, которые связаны со страхом и угрозами, – это не тайны, а шантаж, и что рассказать о них – это не предательство.
Умение ставить границы
Все люди имеют право на личные границы, право сказать «нет» быть при этом услышанными. Дети смотрят на нас и важно, чтобы мы, взрослые, ясно обозначали собственные границы и говорили об этом с детьми. Дети и подростки должны видеть перед собой пример того, что они могут сказать «нет», и это «нет» будет услышано.
Просить о помощи – это смело
Просить о помощи и поддержке – это не признак слабости, а совсем наоборот. И маленькие, и большие дети должны понимать, что они могут попросить о помощи и имеют право выбирать, к кому за этой помощью обратиться. Если ребенку не поверили, важно поговорить об этом и подсказать возможности, к кому ещё можно пойти. Это нормально, если ребёнок найдёт другого человека, которой сможет доверять.
Вся вина лежит только на тех, кто нарушает границы, запутывает и эксплуатирует других
Дети часто чувствуют себя виноватыми. Не только в тех случаях, когда взрослые им не верят или несправедливо обвиняют, но когда с ними происходит что-то «странное», «тайное» или «постыдное». Наша обязанность как взрослых людей – снять с детей этот груз вины и дать им понять, что они не виноваты, когда кто-то создаёт неприятную обстановку, прикасается к ним или разговаривает с ними так, как им не нравится.
Помощь в борьбе с навязанными ролями и ожиданиями
Дети получают информацию о том, как надо себя вести, от нас, взрослых, а так же из СМИ, из языка и визуальных образов, которые их окружают, – например, представление о том, что мальчикам нужно больше места, а девочки должны быть уступчивыми и прощающими. Важно, чтобы мы осознанно относились к такого рода моделям и учили детей выражать весь спектр эмоций и типов поведения. Рядом с нами есть дети, которые сильно страдают от такого якобы "нормального" поведения и сражаются против навязывания им гендерных стереотипов. Дети, которых игнорируют, сексуализируют или обижают сверстники и сверстницы, – это дети, которые просто хотят быть самими собой и нуждаются в нашей поддержке; ведь им понадобится так много смелости и сил, чтобы пройти свой собственный путь среди навязываемых в обществе норм и несправедливости.
Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.
Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме. Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона. Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля. В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах. Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали. Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ,
чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений.
Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Настораживающие признаки
Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
Обратитесь за помощью как можно раньше.
Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.
Как действовать
Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.
Что говорить
Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.
Профилактика
Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.
Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.
■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.
■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.
■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.
■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.
■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.
■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.
■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.
Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.
Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат, и хорошо знают о происходящем в семье.
Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.
Например,
• у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
• ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
• ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.
Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.
Краткосрочные последствия:
Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.
Долгосрочные последствия:
Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:
• проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
• чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
• потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
• потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
• потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
• проблемы в школе;
• ребенок может убежать из дома.
Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.
Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.
Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.
Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.
Уважаемый взрослый!
Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;
- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- отсутствие целей и планов на будущее;
- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- пессимистическая оценка своих достижений;
- неуверенность в себе, снижение самооценки.
Перечисленные проблемы могут появиться в учебном заведении, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:
- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Не оставайтесь в стороне от чужой беды!!!