Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Формирование культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он приучается доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием ребёнка дошкольного возраста.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.
Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. «Будем умываться»,— говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): ребёнок старшего дошкольного возраста может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей, на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Используя малые формы фольклора, мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Критерии опрятной еды включают умение:
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Умение пользоваться носовым платком:
Знать свою расческу и место, где она лежит:
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
Одним из ведущих приемов, который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Права ножка, лева ножка
Поднимайся понемножку
Одному мигну, другому кивну,
А третий сам догадается.
* * *
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Мило не мыло, а беленькое личико.
СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА:
- всегда мыть руки с мылом, причесываться
- кушать мытые овощи и фрукты;
- когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
- мыть игрушки после прогулки;
- вытирать ноги, переобуваться;
- делать зарядку;
- не есть на улице;
- мыть посуду после еды;
- мыть руки после игры с животными.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
"Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в учреждении дошкольного образования ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в учреждении дошкольного образования ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Формы организации образовательного процесса:
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у детей необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательной работы в учреждении дошкольного образования. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с законными представителями воспитанников - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с законными представителями воспитанников необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Элементарные математические представления у дошкольников легко усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
Связь математики и музыки начинается с самого раннего возраста – игра «Каравай».
Использование на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования музыкально-дидактических игр помогает малышу в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, по длительности, развивает чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально - сенсорных способностей. "Птица и птенчики”, «Кошка и котята», "Три медведя”, "Звучащий клубок”, "Музыкальные птенчики”, «Лесенка - чудесенка», «Ритмические палочки», «Угадай инструмент» и т.д.
Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета, представления о количестве, величине. Пример таких упражнений: «Найди себе пару», «Дружные тройки», «Гномы и великаны», «Чей кружок скорее соберётся», «Большие и маленькие ноги», «Светофор» и т.д.
Со старшими дошкольниками играем в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (вправо, влево, вперёд, назад, движение по кругу, врассыпную), различные перестроения (в шеренгу, в колонну, в несколько кругов). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Такие игры вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений, самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.
Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. В старшем дошкольном возрасте интересны математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях.
При восприятии музыки, дошкольники закрепляют понятие «времена года» (кол-во), время суток (утро, день, вечер, ночь), знакомясь с музыкальными произведениями П.И. Чайковского Альбом «Времена года», Э. Григ «Утро», С. Прокофьев «Вечер» и т.д.
Кроме этого, на музыкальных занятиях применяются всевозможные считалки, физкультминутки, загадки и пальчиковые игры, музыкальные разминки, которые также способствуют формированию математических представлений.
Музыка делает любое занятие необычным и более интересным. А музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
Игра «Музыкальные задачи»
Дети после прослушания жанров музыки (марш, полька, вальс) двигаются соответствующими движениями по кругу (маршируют, боковым галопом, плавные движения руками и кружение вокруг себя). С окончанием музыки дети берут карточку с примером, быстро считают и строятся по количеству в кружочки.
2 вариант: С окончанием музыки дети берут карточку с примером, быстро считают и подбегают к правильному ответу (к группе с числами или десятками)
3 вариант: С окончанием музыки дети строятся в кружочки по цифре на карточке (от 2 до 10)
Игра «Путаница»
Под музыку дети двигаются врассыпную с цифрами в руках. С окончанием музыки выстраиваются по порядку от 1 до 10. Построившись, читают по очереди.
Одна луна на небесах,
Две стрелки ходят на часах,
Три огонька у светофора,
Четыре лапы у Трезора,
Пять пальцев на одной руке, пять пальцев – братьев в кулачке,
Шесть быстрых лапок у жука,
Семь дней у нас в неделе,
Есть восемь ног у паука,
И девять дырочек в свирели,
И десять пальцев на руках, на двух руках, в двух кулачках.
И наоборот, уже другие дети, по сигналу строятся по порядку от 10 до 1; построившись, читают.
На базаре спозаранок накупил баран баранок,
Для барашков, для овечек десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
семь лепёшек, шесть ватрушек,
пять коржей, четыре пышки,
три пирожных, две коврижки,
и один калач купил – про себя не позабыл!
Музыкальная разминка «Счет» музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а восемь - потянись,
Скажем девять - покружись,
Ну а десять - поклонись!
Математические задачки ( под музыкальное сопровождение):
Хорошенько посмотри - есть две ручки на двери,
Двери можно посчитать - раз, два, три, четыре, пять.
Будь прилежен, не зевай.
Сколько ручек? Отвечай (10 ручек)
Я беру карандаши, ты считай, но не спеши,
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный, желтый, синий,
Отвечай - в руке моей, сколько всех карандашей? (4 карандаша)
Квочка решила цыплят посчитать.
Три петушка, да курочек пять.
А сколько их вместе? Трудно узнать.
Она до пяти лишь умела считать (8 цыплят)
Математические загадки
дети находят на столе музыкальные инструменты в форме геометрических фигур
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Со стола скачусь я вдруг, а зовусь я просто… (круг).
Посчитай и посмотри: у него три стороны,
Три вершины, три угла, как зовут его, друзья? (треугольник)
Он давно знакомый мой, он весь ровный и прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам его представить рад, а зовут его……(квадрат)
Если все углы прямые, и всего угла четыре,
Ну а по две стороны противоположны и равны.
Этот четырехугольник, назовем…. (прямоугольник)
Я похож на яйцо, и как просто буква «О»,
Я почти как круг - малец, я такой, как огурец (овал)
Распевка
1,2,3,4,5 - хорошо уметь считать,
Коль, захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
Цифры все легко и просто
Детям выстроить по росту.
1,2,3,4,5, - что же тут не сосчитать
Пальчиковая игра
Нитку вдеть - для пальца не посильный труд,
1.Указательные пальцы поочерёдно сгибаем и разгибаем.
Но зато два пальца - платьице сошьют,
2.Указательный и средний пальцы поочередно сгибаем и разгибаем.
Три в тетради нашей пишут хоть куда,
3.Большой, указательный, средний пальцы каждой руки соединяются и разъединяются кончиками пальцев.
Десять - поле пашут, строят города.
4.Все пальцы рук сжимаем и разжимаем,
кончики пальцев рук касаются друг друга.
СЧИТАЛКИ ( с музыкальным сопровождением)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажжужали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
***
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйдет вон!
***
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
***
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
***
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки,
По четыре раза в сутки,
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
***
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!
***
Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три —
Полетишь сегодня ты!
***
Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!
***
Вот грибочки на лужочке,
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.