Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования нравственных ценностей и ценностных ориентаций детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях.
Нравственные ценностные ориентации – это элемент внутренней структуры личности, интегративные личностные образования, выражающиеся в направленности личности на идеи нравственности и гуманизма, раскрывающиеся через категории достоинство, долг, ответственность, уважение, сочувствие, содействие, включающие знания, убеждения, отношения, мотивы, чувства, поступки. Они представляют собой результат интериоризации личностью нравственных ценностей общества, обеспечивающий мотивацию нравственного поведения и деятельности.
Во многих законодательных и нормативных правовых документах Республики Беларусь обозначена значимость нравственного воспитания подрастающего поколения, подчеркивается роль поддержки и развития детского и молодежного движения, детских и молодежных социально значимых инициатив, волонтерской деятельности для нравственного развития школьников.
В соответствии с приказами МО РБ об экспериментальной и инновационной деятельности (от 07.07.2017 № 470, от 26.07.2018 № 615, от 30.07.2019 № 617) в 2017–2020 гг. на базе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Спондовский детский сад - средняя школа» проходила реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений (консультанты инновационного проекта – Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», Кивлюк Людмила Анатольевна, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»).
В реализации инновационного проекта принимали участие 5 педагогов: директор учреждения образования; заместитель директора по учебно-воспитательной работе; педагог-организатор; учитель белорусского языка и литературы; педагог, выполняющий обязанности классного руководителя. Из них имеют первую квалификационную категорию – 3 педагога, без категории – 2 педагога.
В инновационной деятельности участвовали 20 учащихся 8–11 классов и их родители (законные представители).
Актуальность инновационного проекта заключалась в необходимости поиска новых возможностей для формирования нравственно зрелой личности, обусловленной социальным заказом общества, с сохранением исконных нравственных ценностей национальности белорусского народа (толерантности, альтруизма, жертвенности), посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений.
Результаты реализованного инновационного проекта важны для образовательной практики нашей страны, так как показывают пути решения проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, являющейся значимой и неотложной для нашего общества, в условиях учреждения общего среднего образования.
Внедрение инновационной модели позволило:
разработать механизм внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
создать единую образовательную и социально-воспитательную среду для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений.
разработать оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений.
Для получения позитивных результатов работа была организована поэтапно.
Подготовительный этап позволил разработать механизмы управления инновационной деятельностью, материалы методического сопровождения. Это стало возможным благодаря проведенному педагогами-инноваторами анализу отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, изучению эффективного опыта организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь.
Управленчески грамотно организованный подготовительный этап заложил основы системности в инновационной деятельности. Целостность, взаимосвязь целей, а также структурно-функциональный подход в управлении являются отличительной особенностью процесса внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений в ГУО «Спондовская средняя школа Островецкого района».
Успешной реализации инновационного проекта содействовала деятельность, организованная согласно составленной программе, в которой определено содержание, выбраны оптимальные средства, разработаны виды деятельности для достижения целей и задач, уточняемые ежегодно в календарных планах работы.
Профессионально организован образовательный процесс по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся как целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения нравственных ценностей в процессе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений. При этом ценности определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности.
Уточнённым в начале учебного года составом группы участников инновационного проекта по внедрению модели определены индивидуальные темы и направления исследований, подготовлен пакет диагностического инструментария, организована диагностика готовности и мотивации педагогов, учащихся к инновационной деятельности, уровня развития их инновационной компетентности, стартового уровня нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Использование современного материально-технического обеспечения в образовательном процессе позволило повысить мотивацию участников инновационного проекта: в учреждении образования имеется 1 компьютерный класса с выходом в Интернет, информационно-библиотечный центр, кабинет детских и молодёжных объединений, в котором размещается волонтерская организация «РROбуждение».
Оперативное информирование участников инновационной деятельности, других заинтересованных о ходе реализации поставленных задач помогли осуществлять материалы, размещаемые на созданной вкладке «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования.
На практическом этапе работа осуществлялась во взаимодействии с социальными партнерами в соответствии с поставленной целью и задачами по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися, работа с родителями,
С целью обеспечения качества методической поддержки деятельности по проекту была проведена стартовая диагностика педагогов, в результате которой установлено, что для качественной реализации инновационного проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал. В целом участники проекта характеризуются необходимым уровнем инновационной компетентности, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм воспитания. Кадровый состав непосредственных участников инновационной деятельности был подобран в соответствии с уровнем квалификации и стремлением комплексно включить учащихся в мероприятия проекта.
На основании результатов стартовых диагностики была организована дифференцированная методическая работа.
Продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов – членов созданной инновационной творческой группы (Приложение 1) – являлось самообразование, в рамках которого члены инновационного проекта занимались исследованием различных аспектов формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Исследовательская деятельность педагогов-инноваторов строилась в соответствии с разработанным индивидуальным планом и выбранными темами исследований. Получению более высоких результатов способствовало проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам осуществления инновационной деятельности, вызывающей затруднения (ведение дневников, выбор форм и методов работы с учащимися и их родителями и др.).
С целью развития исследовательской компетентности участники инновационной деятельности прошли повышение квалификации педагогов-консультантов равного обучения «Внедрение и развитие подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи» (ГрОИРО, август 2017 года), «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» (АПО, ноябрь 2017 года и сентябрь 2018 года), по учебной программе «Развитие подхода «Равный обучает равного в учреждении общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи» (ГрОИРО, январь 2020 года).
Развитию педагогов-инноваторов, повышению их методологической культуры способствовало участие в семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, организованных на базе ГУО «Академия последипломного образования» («Разработка инновационного проекта учреждения образования», «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений»), ГУО «Гродненский областной институт развития образования» («Управление инновационными процессами в учреждении образования на этапе организации нововведения», «Организационно методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования», «Общие подходы к подготовке отчетных материалов по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта»), других учреждений образования, реализующих данный инновационный проект («Пути формирования единой образовательной и социально-воспитательной среды в УОСО для формирования нравственных ценностных ориентаций» на базе ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О. Притыцкого», областной открытый фестиваль волонтёрских команд в г. Волковыск).
Для повышения квалификации педагогических кадров учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта организованы постоянно действующий семинар, система методических практикумов, индивидуальные и групповые консультации, поддержка самообразования педагогов, рамках методических мероприятий были организованы мастер-классы, интерактивные занятия с элементами тренинга, встречи с социальными партнерами. Активное участие педагогов в обучающих мероприятиях помогло педагогам лучше осознать сущность инновационной деятельности, повысить инновационную компетентность, методологическую культуру.
Информационное сопровождение инновационного проекта осуществлялось посредством:
- обновления банка нормативных и методических материалов по инновационной деятельности;
- размещения актуальных материалов на интернет-сайте учреждения образования в разделе «Инновационная деятельность»;
- организации тематических выставок литературы «Книги о нравственности», «Книги, которые меняют жизнь» и т.п.
Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования нравственных ценностей и ценностных ориентаций детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях.
Нравственные ценностные ориентации – это элемент внутренней структуры личности, интегративные личностные образования, выражающиеся в направленности личности на идеи нравственности и гуманизма, раскрывающиеся через категории достоинство, долг, ответственность, уважение, сочувствие, содействие, включающие знания, убеждения, отношения, мотивы, чувства, поступки. Они представляют собой результат интериоризации личностью нравственных ценностей общества, обеспечивающий мотивацию нравственного поведения и деятельности.
Во многих законодательных и нормативных правовых документах Республики Беларусь обозначена значимость нравственного воспитания подрастающего поколения, подчеркивается роль поддержки и развития детского и молодежного движения, детских и молодежных социально значимых инициатив, волонтерской деятельности для нравственного развития школьников.
В соответствии с приказами МО РБ об экспериментальной и инновационной деятельности (от 07.07.2017 № 470, от 26.07.2018 № 615, от 30.07.2019 № 617) в 2017–2020 гг. на базе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Спондовский детский сад - средняя школа» проходила реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений (консультанты инновационного проекта – Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», Кивлюк Людмила Анатольевна, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»).
В реализации инновационного проекта принимали участие 5 педагогов: директор учреждения образования; заместитель директора по учебно-воспитательной работе; педагог-организатор; учитель белорусского языка и литературы; педагог, выполняющий обязанности классного руководителя. Из них имеют первую квалификационную категорию – 3 педагога, без категории – 2 педагога.
В инновационной деятельности участвовали 20 учащихся 8–11 классов и их родители (законные представители).
Актуальность инновационного проекта заключалась в необходимости поиска новых возможностей для формирования нравственно зрелой личности, обусловленной социальным заказом общества, с сохранением исконных нравственных ценностей национальности белорусского народа (толерантности, альтруизма, жертвенности), посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений.
Результаты реализованного инновационного проекта важны для образовательной практики нашей страны, так как показывают пути решения проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, являющейся значимой и неотложной для нашего общества, в условиях учреждения общего среднего образования.
Внедрение инновационной модели позволило:
разработать механизм внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
создать единую образовательную и социально-воспитательную среду для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений.
разработать оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений.
Для получения позитивных результатов работа была организована поэтапно.
Подготовительный этап позволил разработать механизмы управления инновационной деятельностью, материалы методического сопровождения. Это стало возможным благодаря проведенному педагогами-инноваторами анализу отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, изучению эффективного опыта организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь.
Управленчески грамотно организованный подготовительный этап заложил основы системности в инновационной деятельности. Целостность, взаимосвязь целей, а также структурно-функциональный подход в управлении являются отличительной особенностью процесса внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений в ГУО «УПК Спондовский детский сад – средняя школа».
Успешной реализации инновационного проекта содействовала деятельность, организованная согласно составленной программе, в которой определено содержание, выбраны оптимальные средства, разработаны виды деятельности для достижения целей и задач, уточняемые ежегодно в календарных планах работы.
Профессионально организован образовательный процесс по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся как целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения нравственных ценностей в процессе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений. При этом ценности определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности.
Уточнённым в начале учебного года составом группы участников инновационного проекта по внедрению модели определены индивидуальные темы и направления исследований, подготовлен пакет диагностического инструментария, организована диагностика готовности и мотивации педагогов, учащихся к инновационной деятельности, уровня развития их инновационной компетентности, стартового уровня нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Использование современного материально-технического обеспечения в образовательном процессе позволило повысить мотивацию участников инновационного проекта: в учреждении образования имеется 1 компьютерный класса с выходом в Интернет, информационно-библиотечный центр, кабинет детских и молодёжных объединений, в котором размещается волонтерская организация «РROбуждение».
Оперативное информирование участников инновационной деятельности, других заинтересованных о ходе реализации поставленных задач помогли осуществлять материалы, размещаемые на созданной вкладке «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования.
На практическом этапе работа осуществлялась во взаимодействии с социальными партнерами в соответствии с поставленной целью и задачами по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися, работа с родителями,
С целью обеспечения качества методической поддержки деятельности по проекту была проведена стартовая диагностика педагогов, в результате которой установлено, что для качественной реализации инновационного проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал. В целом участники проекта характеризуются необходимым уровнем инновационной компетентности, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм воспитания. Кадровый состав непосредственных участников инновационной деятельности был подобран в соответствии с уровнем квалификации и стремлением комплексно включить учащихся в мероприятия проекта.
На основании результатов стартовых диагностики была организована дифференцированная методическая работа.
Продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов – членов созданной инновационной творческой группы (Приложение 1) – являлось самообразование, в рамках которого члены инновационного проекта занимались исследованием различных аспектов формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Исследовательская деятельность педагогов-инноваторов строилась в соответствии с разработанным индивидуальным планом и выбранными темами исследований. Получению более высоких результатов способствовало проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам осуществления инновационной деятельности, вызывающей затруднения (ведение дневников, выбор форм и методов работы с учащимися и их родителями и др.).
С целью развития исследовательской компетентности участники инновационной деятельности прошли повышение квалификации педагогов-консультантов равного обучения «Внедрение и развитие подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи» (ГрОИРО, август 2017 года), «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» (АПО, ноябрь 2017 года и сентябрь 2018 года), по учебной программе «Развитие подхода «Равный обучает равного в учреждении общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи» (ГрОИРО, январь 2020 года).
Развитию педагогов-инноваторов, повышению их методологической культуры способствовало участие в семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, организованных на базе ГУО «Академия последипломного образования» («Разработка инновационного проекта учреждения образования», «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений»), ГУО «Гродненский областной институт развития образования» («Управление инновационными процессами в учреждении образования на этапе организации нововведения», «Организационно методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования», «Общие подходы к подготовке отчетных материалов по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта»), других учреждений образования, реализующих данный инновационный проект («Пути формирования единой образовательной и социально-воспитательной среды в УОСО для формирования нравственных ценностных ориентаций» на базе ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О. Притыцкого», областной открытый фестиваль волонтёрских команд в г. Волковыск).
Для повышения квалификации педагогических кадров учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта организованы постоянно действующий семинар, система методических практикумов, индивидуальные и групповые консультации, поддержка самообразования педагогов, рамках методических мероприятий были организованы мастер-классы, интерактивные занятия с элементами тренинга, встречи с социальными партнерами. Активное участие педагогов в обучающих мероприятиях помогло педагогам лучше осознать сущность инновационной деятельности, повысить инновационную компетентность, методологическую культуру.
Информационное сопровождение инновационного проекта осуществлялось посредством:
- обновления банка нормативных и методических материалов по инновационной деятельности;
- размещения актуальных материалов на интернет-сайте учреждения образования в разделе «Инновационная деятельность»;
- организации тематических выставок литературы «Книги о нравственности», «Книги, которые меняют жизнь» и т.п.
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляли консультанты проекта Минова Марина Евгеньевна и Кивлюк Людмила Анатольевна. Консультантами были организованы и проведены индивидуальные и групповые консультации, семинары, что позволило своевременно и качественно корректировать ход реализации проекта, вносить необходимые изменения и дополнения.
В результате, как показал анализ данных диагностик, произошло существенное изменение мотивации педагогов:
-мотив заинтересованности и увлеченности данной проблемой, потребность в самореализации, в успехе (2017 год – 57,1%, 2020 год – 100%);
-практическая значимость исследований, их полезность в профессиональной деятельности учителя (2017 год – 28,6%, 2020 год – 80%);
-результативность деятельности по повышению уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся – (2017 год – 42,9%, 2020 год – 80%).
О повышении уровня исследовательской компетентности педагогов свидетельствуют показатели составляющих:
-мотивационно-целевой (наличие субъектной исследовательской позиции) – 100% (в 2017 г. – 42,9%);
-теоретико-содержательной (владение теоретико-методологическими знаниями) – 100% (в 2017 г. – 57,1%);
-организационно-деятельностной (сформированность комплекса исследовательских умений) – 80 % (в 2017 г. – 28,6%).
Таким образом, для всех педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта стали характерны: высокий уровень восприимчивости инновационной работы, постоянный поиск себя в новом, потребность в создании новых образовательных продуктов, отражающих видение эффективности педагогического процесса.
Для демонстрации и трансляции инновационного опыта разработана система участия педагогов-инноваторов в работе мастер-классов, семинаров, семинаров-практикумов, конференций:
- 21 января 2018 года – очный этап республиканского Марафона успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью. Якубелович Т.В. представила опыт работы в рамках участия волонтеров в международной акции «Зробім!» (Приложение 2);
- март 2018 года – областной семинар-практикум по теме «Пути формирования единой образовательной и социально-воспитательной среды в УОСО для формирования нравственных ориентаций учащихся» на базе государственного учреждения образования «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого». Выступление Якубелович Т.В. «Роль разновозрастных волонтерских отрядов по месту жительства в формировании единой образовательной и социально-воспитательной среды в учреждении образования для формирования нравственных ориентаций учащихся»;
- 26 – 30 марта 2018 года – повышение квалификации заместителей директора по воспитательной работе УОСО «Современные формы и методы реализации содержания Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.» (на базе ресурсных центров системы образования Гродненской области Островецкого района). Практическое занятие Емельян Е.И. «Использование метода «Метаплан» в решении проблем вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность» (Приложение 3);
- 28 августа 2018 года - районное совещание руководящих работников и специалистов системы образования Островецкого района. Емельян Е.И. представляла эффективный опыт реализации программы инновационной деятельности по проекту «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений» (Приложение 4);
ноябрь 2019 года – районное методическое объединение педагогов-организаторов по теме «Воспитание гражданственности и чувства патриотизма, направленных на формирование основополагающих ценностей и активной гражданской позиции членов БРПО». Выступление Маркевич Ю.А. «Воспитание гражданственности и чувства патриотизма, направленных на формирование основополагающих ценностей и активной гражданской позиции членов БРПО (Приложение 5).
Созданная копилка методических наработок содействовала получению позитивных результатов в ходе участия педагогов в районном представлении методматериалов и опыта работы.
Воспитание обучающихся было организовано в процессе деятельности, обладающей нравственным смыслом, личностной и социальной значимостью, в процессе и результате которой личность приобретает нравственный опыт. Процесс выполнения задач инновационного проекта основывался на организации совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров.
Подход «Равный обучает равного» являлся основополагающим в процессе реализации проекта. Реализация личностно-ориентированного подхода помогла учащимся осознать свою индивидуальность, разобраться в своих способностях, попытаться определить свое предназначение, в том числе и как волонтера, члена детского, молодежного объединения.
Формирование нравственных ценностей волонтеров, членов детско-юношеских объединений осуществлялось в деятельности и общении. Основные средства создания ситуаций, направленных на формирование нравственных ценностей подростков, – диалог как способ освоения подростком личностного и социального опыта ценностного отношения к действительности, способствующий интериоризации нравственных ценностей, игра как средство моделирования собственной системы ценностей подростка, интерактивные методы обучения как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и подростка по созданию оптимальных условий развития и коллективная творческая деятельность как путь реализации ценностного отношения подростка к самому себе, людям и окружающему миру.
Воспитательная практика показывает, что именно в процессе деятельности учащиеся могут реализовать свои сущностные силы, формировать и развивать нравственные качества, опираясь при этом на выработанные нравственные ценностные ориентиры. С целью наиболее эффективного развития и реализации нравственного потенциала подростков, а также продвижения идей добровольчества в учреждении образования создано новое формирование – волонтерская организация «PROбуждение», включающее в свою структуру пять офисов: «Новый взгляд», «ЭкоДозор», «Домовята», «Шире круг», «Ровесник».
Деятельность волонтерской организации «PROбуждение» осуществлялась в соответствии с разработанным «Положением о волонтерской организации «PROбуждение» (Приложение 6). Реализована основная миссия волонтерской организации – развитие волонтерского движения, привлечение новичков, заложить основы эффективной добровольческой деятельности в регионе.
Деятельность волонтеров офиса «Новый взгляд» направлена на обучение и привлечение членов ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» к волонтерскому движению. Волонтеры проводят работу с октябрятами и пионерами, обучают их волонтерскому делу, а также выступают организаторами различных акций, тренингов и мероприятий. За счёт большой и системной работы данного офиса деятельность волонтёров с каждым годом расширяется, а пионерская дружина учреждения образования ежегодно побеждает в различных добровольческих акциях.
Приобретению лидерского опыта у членов ОО «БРПО» способствовало обучение их волонтерами-инструкторами равного обучения основам тимбилдинга (командного строительства) посредством активных и интерактивных форм работы.
В рамках инновационного проекта деятельностью пионерской дружины им. И.Н. Мартынова и ПО ОО «БРСМ» за 2019 год были реализованы PR-проекты: «Зробім!», «Бумажный БУМ!» (Приложение 7) и «Я – волонтер», которые посодействовали добровольному вовлечению новых участников из числа учащихся, педагогов, обслуживающего персонала, жителей населенных окрестных деревень микрорайона учреждения образования в волонтерские акции, проявлению инициативы по уборке и благоустройству улиц и заброшенных «уголков» своих населенных пунктов, посвященных Году малой родины.
Ключевой характеристикой проводимой учащимися деятельности являлась ее социальная полезность. Члены пионерской дружины совместно с волонтерами участвовали в подготовке и проведении акций («Ладошка добра», «Протяни руку помощи»), тематических Дней (День ОО «БРПО», День ОО «БРСМ», День волонтёров). Регулярно проводятся различные акции и ярмарки для поддержания положительного микроклимата в молодежных и детских объединениях, изготавливаются и раздаются в микрорайоне учреждения образования буклеты, листовки против курения, наркотиков, алкоголизма, насилия, буклеты, пропагандирующие благотворительную деятельность.
Формированию устойчивой гражданской позиции способствует проведение членами дружины им. И.Н.Мартынова пионерских линеек, приуроченных к Дню юного героя-антифишиста, Дню пионерской дружбы, Дню рождения БРПО, Дню Октябрьской революции, Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, Дню конституции Республики Беларусь. На добровольной основе волонтёры-пионеры ухаживают за могилой И.Н.Мартынова, имя которого носит пионерская дружина учреждения образования, бывшего учителя истории, создателя школьного музея боевой Славы.
Волонтеры офиса «ЭкоДозор» организуют свою деятельность в тесном сотруднечестве со школьным лесничеством «Пролеска», а также со Спондовским лесничеством. Основное внимание направлено на оказание помощи окружающей природе, уборке природных зон от мусора. Ежегодно ребята приобщаются к участию в международной акции «Зробім» по очистке прибрежной полосы рек и озер, расположенных в микрорайоне школы, в международной акции «День без автомобиля», в трудовых акциях по уборке близлежащих населённых пунктов (аг.Страчанка, д.Б.Страча, д.Спонды, д.Горшевичи, д.Селевичи).
Еще одним нововведением и развитием акции «Зробім» стали «Экосплавы». Организатор данного проекта – хозяин экоагроусадьбы «Хутор Комаришки» А.А.Дорошевич, участники – волонтеры офиса «ЭКО-дозор» организации «PROбуждение». Целью проекта является очистка берегов озер и рек в труднодоступных местах. Камышовые заросли, кусты, резкий, глубокий берег зачастую мешают волонтерам провести акции по уборке Земли в полной мере. Бутылки, консервные банки, пакеты от подкормки для рыб и многое другое зачастую остаются от недобросовестных рыбаков и отдыхающих. Для решения данной проблемы Александр Адамович предложил взрослым волонтерам Спондовского детского сада – средней школы опробовать сбор мусора в труднодоступных местах путем сплавов на байдарках. В распоряжении хозяина агроэкоусадьбы имеются две байдарки. В сентябре и октябре 2018 года совершено 2 экосплава, в результате которых очищены берега 6 озер республиканского ландшафтного заказника «Сорочанские озёра» (Приложение 8).
Традиционной стала весенняя посадка леса, дальнейший уход за молодыми насаждениями. При поддержке РК ОО «БРСМ» организована занятость членов первички – учащихся учреждения образования в летний период. Работу предоставляет Островецкий лесхоз на базе Спондовского лесничества, деятельность учащихся заключалась в прополке лесных культур.
Учащиеся исследуют необычную природу местности, ее особенности и структуру, занимаются благоустройством близлежащих территорий, созданием собственной экологической тропы. Волонтеры являются участниками «Зелёной школы», а также призерами конкурсов исследовательских работ:
- 2017 год – диплом 3 степени на областном конкурсе “День земли” в номинации “Сбереги дерево – сдай макулатуру”;
- 2017 год – диплом 3 степени на областном конкурсе фоторабот “Земля, где посчастливилось родиться”;
- 2018 год – II место в областном этапе Республиканского юниорского конкурса “Квітней, мой лес”, в номинации “Экология лесных животных”;
- 2018 год – диплом 3 степени в Дистанционной олимпиаде по биологии и экологии среди учащихся 9-11-х классов учреждений общего среднего образования;
- 2019 год – диплом 3 степени на областном конкурсе “Кто, если не мы?” в номинации “Люди вместе – мусор раздельно” (Приложение 9).
На новый уровень вышло взаимодействие с социальным партнером хозяином агроэкоусадьбы «Хутор Комаришки» А.А.Дорошевичем и Островецким лесхозом. Так весной 2019 года совместным трудом из материала, предоставленного Островецким лесхозом, волонтерами офиса «ЭКО-дозор» кроме традиционных синичников изготовлены искусственные гнездовья для сов, т.н. «совятники», которые размещены в лесном массиве вблизи деревни Большая Страча (Приложение 10). Данная работа не только стимулировала трудовую активность волонтеров, но и позволила более подробно изучить видовое разнообразие сов, гнездящихся в нашей местности.
По инициативе волонтеров Спондовского детского сада – средней школы эколого-культурное представителями просветительского учреждения «Центр этичного отношения к природе», которое в 2018-2019 годах при поддержке Международного государственного экологического института имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета осуществляет на территории Республики Беларусь проект «Гуманные альтернативы экспериментам на животных», проведен обучающий семинар для учащихся старших классов по модулю «Альтернативы экспериментам на животных в науке и образовании» (Приложение 11).
Целью деятельности офиса «Домовята» является совместное с тимуровским отрядом оказание помощи пожилым, одиноким и одиноко проживающим людям, новым направлением которого стала помощь одиноким представителям местного сообщества, проживающим в расположенных рядом деревнях, в подготовке к христианским праздникам, поздравление их с государственными праздниками и дарение сувениров, изготовленных своими руками. Так в апреле 2020 года в связи с эпидемией взрослые волонтеры оказали помощь пожилым людям и доставили продукты питания. Массовые мероприятия запрещены, но ко дню Победы волонтёры совместно с пионерами поздравили ветеранов труда и исполнили для них небольшой концерт. (Приложение 12).
Также офис занимается сбором фольклорного материала, изучением диалектов малой родины; изучает историю в лицах и действиях. Неоднократные победы в научно-практической конференции «Край Гарадзенскі» и конкурсе «Галасы гісторыі».
Новым направлением в работе данного офиса стало оказание помощи в адаптации ребенка-инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: поздравление волонтерами с Новым годом, совместные игры и общение, что позволило развить в волонтерах чувство альтруизма (Приложение 13).
Освещением хода деятельности волонтерского движения занимается офис «Шире круг» через написание статей в СМИ, размещение информации, фото- и видеоотчетов на сайте учреждения образования и т.д. Также их задачей является распространение буклетов и листовок среди местного населения, что приводит к популяризации волонтерского движения и присоединению к деятельности местных жителей (Приложение 14).
Подготовлены публикации в районной газете «Астравецкая праўда»: «Вялікая справа ў маленькіх накрыўках» (10.01.2019 г.), «Дороги в объятиях мусора» (19.04.2019 г.) «Крышечки добра» (10.01.2020 г.), «Як у Спондах вясну гукалі» (27.02.2020г.) «Поздравление ветеранов» (09.05.2020 г.) (Приложения 15, 16, 17). Опыт инновационной деятельности освещался на сайте учреждения образования.
Офис «Ровесник» по формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности, образовательного уровня, социального статуса у сверстников посредством внедрения подхода «равный обучает равного» осуществлял свою активную деятельность в 2017/2018 учебном году (рук. – педагог-консультант равного обучения Якубелович Т.В.). Проведено обучение 6 волонтеров-инструкторов 9 – 11 классов, четверо из которых проводили интерактивные занятия с элементами тренинга. Однако в связи с переездом на новое место жительства педагога-консультанта Якубелович Т.В. в 2018-2020 годах волонтеры действовали самостоятельно. При условии организации постоянного сопровождения работа волонтеров-инструкторов приносит положительный результат.
Увеличилось и количество участия подростков в мероприятиях, проводимых волонтерами – с 40% (2017/2018 уч. год) до 60 % (2019/2020 уч. год). В 2019/2020 учебном году 2 учащихся, являющиеся волонтерами-инструкторами РО, наиболее активно, грамотно общаются со сверстниками, проявляют лидерские качества, организовывают добровольческую деятельность сверстников.
Таким образом, реализованы возможности персонификации выпускника-волонтера учреждения образования, активного члена общественных объединений, готового к социально значимой деятельности на протяжении всей своей жизни.
Обогащению социального пространства региона содействовала презентация опыта добровольческой деятельности волонтерами на районном уровне:
- апрель 2018 года – районный детский волонтерский форуме «Сердце есть у каждого» (Приложение 18);
- март 2019 года – деятельность волонтерской организации «PROбуждение» нашла свое отражение на тематической площадке во время проведения совета отдела образования Островецкого райисполкома, на котором подводились итоги работы за 2018 год (Приложение 19);
- март 2019 года – районный детский волонтерский форуме «Волонтер - это звучит гордо!» (Приложение 20)
- март 2020 года – офис «ЭкоДозор» и школьное лесничество «Пролеска» представлены на тематической площадке во время проведения совета отдела образования Островецкого райисполкома по итогам работы за 2019 год (Приложение 21).
Для освещения деятельности волонтерской организации «PROбуждение», создан информационный электронный ресурс на официальном сайте ГУО “УПК Спондовский детский сад – средняя школа” https://spondysc.znaj.by/navatsiyni-vopit/navatsiyni-vopit-1. Это позволило развивать виртуальное общение участников, заниматься самообразованием.
Для решения задачи создания информационного волонтерского интернет-ресурса, новых образовательных продуктов в рамках дистанционного курса «Я – волонтер» разработана образовательная программа, которая включает темы, раскрывающие основы добровольческой деятельности, отдельные аспекты реализации социальных проектов и пр. По окончанию обучения участники могут самостоятельно осуществить свои идеи совместно с организациями, которым нужна помощь волонтеров. Каждое направление выделяется в отдельный блок: предлагается не только теория, но и выполнение практических заданий. В ходе обучения обновлялся перечень объектов и организаций, которым нужна добровольческая помощь. Педагогами-инноваторами накоплено определенное количество новых образовательных продуктов (буклеты, листовки, мотивирующие социальные ролики, блоки, модули, тестовые задания и др.) для подготовки дистанционного курса «Я – волонтер» и создания информационного волонтерского интернет-ресурса.
Благодаря работе волонтерской организации «PROбуждение» системный характер сотрудничество с социальными партнерами: Михалишковским сельским исполнительным комитетом, ГЛХУ «Островецкий лесхоз» Спондовским лесничеством, ГУО «Островецкий Центр творчества детей и молодёжи», волонтёрами ГУО «Михалишковская средняя школа», ГУО «Ольховская средняя школа», хозяином агроэкоусадьбы «Хутор Комаришки» А.А.Дорошевичем. Это позитивно повлияло на развитие и совершенствование единой образовательной и социально-воспитательной среды учреждения образования и региона в целом, которая активно содействует формированию нравственных ценностных ориентаций участников.
В ходе реализации инновационного проекта особая роль отведена работе с родителями. Повышению их компетентности в сфере формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся способствовал системный подход к организации совместной деятельности, организация работы педагогического клуба для родителей «Нравственные ценности семьи как ориентиры воспитания» (Приложение 22). Ежегодно проводимые общешкольные родительские собрания («Многомерная модель духовно-нравственного воспитания», декабрь 2017 г., «Молодёжь и ЗОЖ», декабрь 2018 г., «Нравственные установки и поведение учащихся в сфере общения», декабрь 2019 г.) позволили не только своевременно информировать родителей о ходе инновации, но и систематизировать взаимодействие учреждения образования и законных представителей обучающихся. До сведения учеников, их родителей доводились результаты педагогического мониторинга, что позволяло организовать дальнейшую работу с учащимися и их родителями на диагностической основе.
Полученные данные в ходе диагностики и анализа свидетельствуют, что родители приобрели теоретические и практические знания по вопросам нравственного воспитания – 73%, используют в процессе воспитания своих детей – 67 %. По итогам проведённого анкетирования родителей «Отношение родителей к инновации» 100% родителей удовлетворены результатами инновационной деятельности. Родители не только отметили развитие у своих детей таких качеств как ответственность, сочувствие, взаимопомощь, активность, познавательный интерес, но и то, что они сами повысили свой уровень креативности и творчества посредством участия в волонтерской деятельности.
На обобщающем этапе участниками проведен системный анализ инновационной деятельности по проекту, установлено соответствие полученных результатов цели и задачам инновационного проекта. Осуществлена оценка результатов инновационной деятельности по внедрению модели, ведется обобщение опыта работы по достижению позитивных результатов.
Этому способствовало ежегодное рассмотрение итогов инновационной деятельности на педагогических советах «Деятельность учреждения образования в условиях реализации инновационного проекта по внедрению модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений» (март 2018 г.), «Презентация образцов эффективного инновационного педагогического опыта» (март 2019 г.) «Подведение итогов инновационной деятельности» (март 2020 г.).
Проведенная итоговая диагностика уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся показала достаточный уровень достижения запланированных результатов.
По итогам анализа можно говорить о положительных результатах деятельности участников, которые проявляются в позитивной динамике роста по всем разработанным в проекте критериям и показателям её эффективности, что соответствует ожидаемым от внедрения инновации результатам.
Выявлена положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся в созданной образовательной и социально-воспитательной среде в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений волонтерской деятельности.
О положительной динамике по изучаемым параметрам (достоинство, чувство долга, ответственность, эмпатия, уважение, содействие) свидетельствуют результаты итоговой диагностики с учащимися «Метод экспертных оценок», организованной для выявления уровня сформированности нравственных качеств.
Анализ диагностик реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Социально-психологические установки личности мотивационно-потребностной сферы учащихся» О.Ф. Потемкиной свидетельствует о повышении уровня развития нравственных ценностных ориентаций учащихся. У участников выработаны способности, умения оценки деятельности и поведения на основе нравственных ценностей (оценочный компонент). Выявлен уровень сформированности организаторских и реализующих умений по актуализации нравственных ценностей в деятельности и поведении (действенно-практический компонент): большинство учащихся ориентированы на процесс (58,8%), имеют высокий и очень высокий уровни развития таких качеств как «достоинство», «чувство долга», «ответственность», «уважение» и «содействие».
Выявлены положительные изменения по категориям: «ориентация на альтруизм» – с 20 % до 51% (показатели увеличились на 31%), «ориентация на эгоизм» – с 60% до 22,8 % (показатели уменьшились на 37,2 %). Высокий (54%) и очень высокий (12,4%) уровень эмпатии указывает на развитие мотивационного и когнитивного компонентов. Такие понятия, как «материальная обеспеченность», «развлечения, отдых», «внешняя привлекательность», «власть», «статус», «карьера» несколько потеряли свою значимость, а такие ценности, как «образование», «саморазвитие и духовное просвещение», «нравственность», «альтруизм», «признание со стороны окружающих», «здоровье», «дружба», «счастье в семье», «любовь» приобрели большее значение.
Таким образом, в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» выполнены поставленные задачи, получены позитивные результаты по воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основе личностной позиции которой сформированные нравственные ценностные ориентации.
Для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений создана единая образовательная и социально-воспитательная среда, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни.
В этой среде, включающей школу и семью, предметно-пространственное, социально-поведенческое и событийное окружение, выработана автономия всех субъектов образовательного пространства, развивается их самоопределяющаяся ответственность. Организовано взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития обучающихся, их социализации, самореализации и саморазвития.
Разработаны и внедрены оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений: активные, интерактивные, коллективные творческие, проектные, игровые, методы волонтерской деятельности, равного обучения, информационный электронный ресурс.
Учащиеся овладели новым уровнем когнитивной, коммуникативной, информационной, этической, социальной, общекультурной компетенций.
Педагоги повысили профессиональный уровень, продуктивность образовательного процесса, качество взаимодействия с учащимися и их родителями (законными представителями).
Руководители учреждения образования расширили свои академические, управленческие, социально-личностные компетенции.
Большее количество родителей, членов местного сообщества привлечено к организации образовательного процесса, повысился их уровень компетентности, уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что данная модель может быть успешно реализована в любом учреждении образования Республики Беларусь с учетом местных особенностей.
На данном этапе проводится разработка методических рекомендаций по использованию полученных результатов внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских молодежных организаций в волонтерской деятельности в массовой образовательной практике в Республике Беларусь.