Сценарий музейного занятия Ценность мирной жизни
Цель: содействовать осознанию участниками ценности мирной жизни, повысить их уровень знаний по теме Великой Отечественной войны.
Необходимые материалы для проведения занятия: листы бумаги, маркеры или фломастеры, цветные карандаши, карточки с именами героев партизанского движения, пионеров-героев, листы бумаги для записи участников.
Ход занятия
Вступительная часть.
Ведущие приветствуют участников:
Добрый день! Мы рады приветствовать вас всех. Во время этого занятия мы поговорим о мире и войне. Сначала давайте узнаем друг друга получше.
Ведущие проводят игру на приветствие «Имя и любимое занятие».
Описание игры: участники по очереди произносят свои имена, любимые занятия. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его любимое занятие.
Нормы работы.
Ведущие: Перед тем, как перейти к теме нашего занятия, давайте определим нормы работы в группе. Предлагаемые нами правила связаны в первую очередь с его интерактивной формой – мы будем много взаимодействовать друг с другом в процессе занятия, обсуждать различные вопросы, и для этого мы предлагаем договориться, как мы будем это делать. Мы предлагаем следующие нормы:
- Все сидят только в кругу – это позволит всем видеть друг друга и общаться без препятствий;
- Каждый имеет право высказываться, не подвергаясь критике и оскорблениям;
- Соблюдайте конфиденциальность, если вы узнали что-то личное о члене нашей группы, это должно остаться здесь;
- Говорим по одному – это также значит, что если кто-то из группы говорит, то остальные слушают.
Основная часть.
Для следующего этапа занятия ведущим необходимо объединить участников в подгруппы по 2-3 человека в каждой.
Для объединения в подгруппы ведущие используют игру «Герои» (5 минут). Заранее готовятся карточки по числу участников с названиями героев-партизан и пионеров-героев. Описание игры: Участники тянут вслепую карточки, а затем по сигналу ведущих должны найти свою команду и сесть вместе.
Ведущие: Наша встреча посвящена Великой Отечественной войне и общечеловеческой ценности - миру. Давайте сейчас выясним, какие ассоциации у вас возникают со словами «война» и “мир”.
Далее ведущие проводят упражнение «Алфавит». Участники работают в подгруппах. Для упражнения потребуются листы бумаги; маркеры или фломастеры, цветные карандаши, ручки.
Описание упражнения.
Ведущие: Для того чтобы определить наши ассоциации со словом «война», давайте проведем упражнение «Алфавит». Слова «война» и “мир”состоит из букв, на каждую из которых Вам необходимо найти слово (понятие), которое ассоциируется с этими словами.
После вводной беседы ведущий раздает представителям подгрупп листы с написанным на них по буквам сверху вниз словом «война» и “мир” и предлагает участникам раскрыть смысл понятия, вписать в каждую строку слова, начинающиеся с соответствующей буквы алфавита и раскрывающие смысл изучаемого понятия. Например:
Для буквы «й» ведущие предлагают написать любое слово, в котором есть эта буква.
Участникам необходимо поочередно вписать в «алфавит» слова (одно или нескольких понятий). Заполнение «алфавита» заканчивается тогда, когда на каждую букву алфавита записано хотя бы одно слово-понятие. Ведущие спрашивают участников:
Какие слова вы выделили и почему выбрали именно эти?
Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
После выполнения упражнения ведущие проводят мини-лекцию о Великой Отечественной войне.
Работа в подгруппах. Выполнение познавательного задания “Следопыты”. Участники подгрупп составляют небольшй мини-экскурс в историю Великой Отечественной войны (это может быть небольшая информация об одном эпизоде или ветеране ВОВ по материалам музея, описание экспоната музея). Раскрывают его значение для приближения победы.
Выполнение творческого задания «Условия сохранения мира».
Описание метода: ведущие прописывают заранее начало предложения на листе ватмана и предлагают всем участникам по кругу закончить предложение:
Мир для меня – это …
После того, как все участники высказались, ведущие спрашивают:
Если обобщить все высказывания в нашей группе, насколько важен мир для вас всех?
Насколько вы задумываетесь о сохранении мира в современной жизни?
Ведущие: Давайте вместе подумаем и обсудим, что нужно для сохранения мира от каждого человека? Какие для этого нужны условия? Что должен сделать каждый человек, и что может сделать общество и государство?
Ведущий просит участников объединиться в свои подгруппы. Каждой подгруппе дается лист, маркеры. Участникам необходимо в творческой форме нарисовать или прописать условия (личностные, общественные, государственные), влияющие на сохранение мира на земле. На эту работу отводиться 10 минут. После выполнения задания каждая подгруппа представляет свои наработки.
После презентаций ведущие предлагают подробнее разобрать то, что может сделать каждый человек для сохранения мира:
Насколько перечисленные условия соотносятся с реальной жизнью?
Что из перечисленных условий подходит именно вам?
Заключительная часть.
Ведущие задают участникам вопросы по теме. Участники по очереди называют:
Одна вещь (даже маленькая), которую я могу начать делать с сегодняшнего дня для сохранения мирной жизни.