Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Перед учреждением образования всегда стояли, и будут стоять задачи, как обучения, так и воспитания. Чтобы стать зрелым человеком, богатой и плодотворной личностью, действительным гражданином, требуется пройти большой и сложный путь.
Одним из основных направлений воспитательной работы учебного года является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся в учреждении осуществляется через следующие направления:
- образовательные программы учебных предметов;
- использование возможностей межпредметного подхода;
- систему факультативных занятий;
- посредством участия детей в работе органов ученического самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО;
- изучение краеведческих материалов;
- работу волонтёрских отрядов;
- участие во всевозможных конкурсах, проводимых в учреждении, районных, областных, республиканских и др.
Для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, ценностного отношения к своему Отечеству в учреждении постоянно совершенствуется
система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сохранены важные в культурно-воспитательном отношении формы работы с учащимися:
- Вахта Памяти, которая проводится к знаменательным датам, района, области, республики;
- мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи с ветеранами, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения);
- акции волонтёров для ветеранов;
- благотворительные акции «Здравствуй, школа!», «Доброе сердце», «Наш пионерский труд», «Ветеран живет рядом», «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Я - волонтер» и т.д.;
- трудовые акции «Зробім», «Бумажный БУМ», «Трудовая акция» по сбору вторсырья и т.д.;
- творческие конкурсы и проекты патриотического содержания.
Приобщение учащихся к культурным ценностям в учреждении ведётся через активную работу по посещению школьного музея, выставок, концертных программ.
Воспитание патриотизма невозможно без знания своей истории.
В учреждении на протяжении многих лет существует система информирования:
- еженедельные часы информирования для учащихся (включены в расписание);
- еженедельные часы общения;
- встречи с информационными группами районного исполнительного комитета и др.
В настоящее время перед обществом стоит проблема информационно-психологической безопасности молодежи, в связи с чем, в учреждении активизирована информационно-пропагандистская работа среди педагогов, учащихся и их родителей. Проводятся единые дни информирования, информационные часы, часы общения с использованием современных форм и методов, направленные на формирование политической культуры учащихся, развитие общественно значимых стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, законопослушания, духовности и порядочности.
Одним из показателей качества воспитательной работы учреждения образования является уровень воспитанности учащихся.
Учащиеся участвуют в различных районных, областных конкурсах БРПО, так же осуществляют уход за воинским захоронением и местами воинской славы, шефствуют над ветеранами педагогического труда и одиноко проживающими.
Составной частью гражданско-патриотического воспитания является формирование ответственного отношения учащихся к природе и окружающему миру, т.е. экологическое просвещение и воспитание экологической культуры, которое осуществляется при активном участии членов детских и молодёжных организаций через участие в республиканских и городских субботниках, трудовых и экологических акциях по благоустройству своей местности.
Работа с детскими общественными организациями, ученическим самоуправлением строится через следующие направления:
- создание условий для максимального самовыражения учащихся;
- поддержание инициативы;
- побуждение к самовоспитанию;
- организацию досуга и внеурочной деятельности.
Основные задачи в организации работы с ученическим самоуправлением, детскими и молодёжными общественными объединениями ставятся следующие:
- формирование у учащихся патриотизма и активной гражданской позиции;
- создание необходимых механизмов для участия детей и молодёжи в принятии решений, касающихся их деятельности в рамках детского и молодёжного движения;
- развитие творческого потенциала личности через включение в активную творческую и проектную деятельность;
- обучение подростков знаниям и умениям лидера – организатора;
- воспитание позитивных качеств личности, основанных на нормах морали и общечеловеческих ценностях.
Работа по созданию условий для функционирования на базе учреждения детских и молодёжных общественных организаций, укреплению их авторитета, увеличению численности ведется в сотрудничестве с районным комитетом ОО «БРСМ», районным советом ОО «БРПО», администрацией учреждения, классными руководителями.
В учреждении образования функционируют:
- ОО «БРПО», в состав которой входит 35 учащийся 2-11 классов (16 октябрят 2-4 классов, 17 пионеров 5-11 классов);
- ПО ОО «БРСМ», 16 учащихся 9-11 классов;
- Волонтерская организация «PROбуждение»: Офис «Новый взгляд», Офис «Домовята», Офис «Эко-дозор», Офис «Шире круг», Офис «Ровесник»
Члены БРПО по достижению 14-летнего возраста вступают в ряды БРСМ.
Пионеры и члены первичной организации БРСМ участвуют как в традиционных мероприятиях, так и в новых конкурсах, акциях:
- сборы пионерской дружины;
- учеба пионерского актива;
- шефство над могилами воинов-интернационалистов;
- экскурсии;
- тожественные пионерские линейки;
- Вахта Памяти.
- конкурс-выставка плакатов «Мир без СПИДа», «Вместе против наркотиков!»;
- акция «Здравствуй, школа!», «Доброе сердце» и др.
Также принимали активное участие в районных и областных мероприятиях:
- благотворительная акция «Чудеса на Рождество»;
- благотворительная акция «Дети детям»
- акция «Ты один из нас», «Я - гражданин РБ»;
- «Пасхальный кулич».
- акции ПО ОО «БРСМ» «За любимую Беларусь!»;
- акции БРСМ «Пасхальный кулич».
Волонтёры участвуют в акциях «Молодёжь за ЗОЖ!», «Молодёжь против ВИЧ/СПИДа», участвуют в проектах, направленных на развитие молодёжной инициативы.
В учреждении создана и действует динамичная сеть детского движения, позволяющая каждому ребёнку реализовать свой творческий и коммуникативный потенциал, сформировать свою активную жизненную позицию полноправного члена нашего общества.
Работа с детьми и молодежью в области формирования патриотизма является актуальной в настоящее время. Гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов- есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны
Учащиеся и педагоги нашего учреждения – это творческие, активные, инициативные и талантливые люди. А стабильные высокие результаты говорят о целенаправленной и систематической работе нашего учреждения.
На безе нашего учреждении образования с 2017 года осуществляется инновационный проект «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений».
Целью инновационного проекта является: формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений, волонтерской деятельности через создание единой образовательной и социально-воспитательной среды.
Более подробно об инновационном проект вам расскажут сами волонтеры.
Педагог-организатор Ю.А.Маркевич