Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
“Метаплан” – это художественная запись дискуссии, проводимой участниками, обсуждающими определенную тему, через создание плаката. Плакат является графической сокращенной записью обсуждения. Этот метод приемлем при обсуждении волнующих или трудных дел, событий, также в разрешении конфликтных ситуаций. В таком случае разрешение конфликта не является указанием, кто был прав, а кто нет, потому что часто «правда где-то между».
Целью метода является спокойное решение проблемного вопроса и сосредоточение прежде всего на поиске (не обязательно на нахождении!) общего решения.
Склоняет участников мыслить, содействует развитию умения анализировать, оценивать факты и суждения или предложения разрешения проблемных вопросов.
Способ проведения:
(Работа в группах)
1. Ведущий представляет аудитории проблему, являющуюся предметом дискуссии “Проблема вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность”.
2. Делит аудиторию на группы по 5-6 человек.
3. Каждая группа получает заранее подготовленные материалы:
· один большой лист (А1) бумаги,
· одно «облако» – для записи темы,
· около 20 кружков и 20 овалов для записи ответов,
· около 10 прямоугольников для записи выводов,
· клей, скотч, разноцветные фломастеры.
Все эти элементы должны быть в светлых пастельных тонах, лучше всего для этого подходит цветная бумага для принтера.
4. Ведущий устанавливает лимит времени на выполнение задания (около 30 минут).
5. Участники создают плакат (см. образец плаката):
a) в «облаке» записывают тему и размещают на плакате,
б) делят плакат на поля по образцу:
В поле «Как есть?» на кружках помещается описание актуальной ситуации (участники записывают проблемы, с которыми сталкиваются в вовлечении обучающихся в волонтерскую деятельность).
В поле «Как должно быть?» помещаются кружки с описанием состояния, которого хотели бы достигнуть (идеальная ситуация).
На овалах, размещенных между кружками, помещаются мысли, отвечающие на вопрос «Почему не так, как должно быть?» (участники находят причины возникновения препятствий при вовлечении обучающихся в волонтерскую деятельность).
Выводы, записанные на прямоугольниках можно пометить в углу плаката. В случае необходимости их можно разделить на «зависимые от нас» и «не зависимые от нас» (участники предлагают способы решения проблем вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность).
Должны быть записаны все мнения каждого участника группы.
6. Группы представляют свои плакаты:
Каждая группа выбирает человека, который представляет плакат, отвечает на вопросы участников других групп, объясняет. В процессе представления могут произойти изменения на плакате, некоторые карточки могут остаться незаполненными, замененными, удаленными, могут быть перемещены в другое поле.
7. В ходе презентации плакатов ведущий не вмешивается и не отвечает на вопросы. Осуществляет это участник группы, представляющий эффект работы группы.
8. Подведение итогов: это должно быть объединение выводов со всех плакатов и выработка общих итогов дискуссии, на сколько это необходимо.
Способ проведения:
(Работа со всей аудиторией)
На занятие необходимо приготовить:
· один большой лист (А1) бумаги прикрепленный к доске,
· одно «облако» – для записи темы,
· около 40 разноцветных фигур для записи ответов,
· клей, скотч, разноцветные фломастеры.
Ведущий представляет аудитории тему, записывает ее в «облако» и помещает на плакате.
Участники создают плакат, записывают ответы на фигурах, проводят параллели предложений (сокращения повторяющихся смыслов) и помещают фигуры на плакате.
Участники упорядочивают плакат, передвигая фигуры с записанными смыслами на поля, соответствующие ответам на вопросы:
- «Как есть?»
- «Как должно быть?»
- «Почему не так, как должно быть?»
Подведение итогов – добыча выводов.
Можно предложить участникам в рамках домашнего задания проанализировать выводы и записать на листах (в тетрадях) собственные переосмысления.