Рекомендации учителям-предметникам
-
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
-
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
-
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
-
Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
-
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
-
Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
-
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
-
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
-
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
-
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
-
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
-
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
-
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
-
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
-
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
-
Не допускайте педагогического манипулирования.
-
В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
-
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
-
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
-
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов
- Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
- Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
- Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках.
- Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
- Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
- Будьте с детьми вежливыми.
- Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
- Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
- Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
- Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
- Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
- Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
- Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
- Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
- Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен. - Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски).
- Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.