Важность семейного воспитания – в приоритете у государства
20.03.2023Важность семейного воспитания – в приоритете у государства
В современных условиях специалисты, занимающиеся вопросами охраны детства, работают в тесном взаимодействии с представителями иных государственных органов, ежедневно решая задачи сохранения для детей возможности воспитания в семье. Знание и применение норм национального законодательства играют первостепенную роль.
Вот и сегодня на базе Академии последипломного образования состоялся семинар-совещание, на котором специалисты главных управлений по образованию облисполкомов, комитета по образованию Минского горисполкома, курирующие вопросы опеки и попечительства, руководители областных и г.Минска социально-педагогических центров совместно с представителями Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты обсудили вопросы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проблемные вопросы сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
Заместитель Министра образования Александр Кадлубай подчеркнул актуальность создания действенной системы подготовки приемных родителей, усыновителей, сопровождения замещающих семей. Нуждается в совершенствовании система детских интернатных учреждений образования, которая продолжает функционировать в условиях оптимизации и сокращения числа воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь установила приоритет воспитания детей в семье, сделала обязательными и государственную поддержку семей с детьми и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принятый в июле прошлого года Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав определил в качестве одного из приоритетов развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, государственными программами «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Образование и молодежная политика» предусмотрено государственное обеспечение детей-сирот, создание условий для воспитания таких детей в семьях, в том числе строительство и содержание за счет средств республиканского и местных бюджетов специальных жилых помещений детских домов семейного типа, выплаты на содержание детей в замещающих семьях.
«Сегодня поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот, является важным направлением государственной семейной политики наряду с поддержкой многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Наша задача – определить практическую плоскость реализации законодательства», – акцентировал внимание присутствующих Александр Кадлубай.
Министерством образования ведется планомерная работа по развитию семейных форм устройства на воспитание детей-сирот, в том числе приоритетного направления – усыновления (удочерения).
В Беларуси остается высоким показатель семейного устройства детей-сирот – 84,7%. Возросло число детей-инвалидов, которые переданы на семейные формы воспитания из детских интернатных учреждений.
Полезным для участников тематического мероприятия стал и региональный опыт работы по сопровождению выпускников детских интернатных учреждений, а также по формированию профессионального самоопределения и социального опыта воспитанников государственного учреждения образования «Волковысский детский дом».
На семинаре-совещании отмечен также важный факт: сегодня более 95 процентов выпускников детских интернатных учреждений получают профессиональное образование.
Система их сопровождения в первые годы самостоятельной жизни построена на принципах межведомственного взаимодействия с органами по труду, занятости и социальной защиты.
«Именно территориальные центры социального обслуживания населения становятся для молодых людей главными помощниками при прибытии к месту работы и проживании в закрепленных жилых помещениях либо в социальном жилье. Наша задача в рамках постинтернатного взаимодействия – не потерять выпускников-сирот, поддержать их в первые годы самостоятельной жизни. Это позволит ребятам создать семьи и стать достойными гражданами страны, не повторить неблагоприятный жизненный сценарий проживания в неблагополучных семьях», – подытожил заместитель Министра образования Александр Кадлубай.