Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Спондаўская сярэдняя школа была пабудавана ў 1972 годзе на змену старэнькай Жукойнежалядскай сямігодцы. Пабліскваючы вялікімі вокнамі спартзалы, новы двухпавярховы будынак на прыгорку прывабліваў увагу здалёк. Праўда, тэрыторыя ля яго была недобраўпарадкаваная – і настаўнікам з вучнямі давялося прыкласці нямла намаганняў, каб тут зазелянелі кусты, заквітнелі клумбы, з’явіліся сад і парк, але гэта ўжо было пасля. Галоўнае – з’явілася свая сярэдняя школа. За 50 гадоў атэстаты атрымала 547 вучняў.
Спондаўскую сярэднюю школу узначальвалі:
Не раз в разговорах и даже в печати приходилось встречать утверждение, что русские появились на Островетчине только после ВОВ - в этих краях остались многие патризаны. Да, конечно остались. И здесь наряду с уроженцами восточных областей Беларуси, преимущественно Ушаччины, которых в быту старожилы безоговорочно причисляли (скорее, как православных) к "русским", было немало и этнических - русских высокоинтеллигентных, скоро овладевших белорусским языком и приобщившихся к белорусской культуре. Среди них можно назвать Уроженца Саратовской области, бывшего партизана, учителя Ивана Мартынова. Это его стараниями в Спондовской средней школе был организован довольно богатый школьный музей.
.......................................................................................................................................................................................
В этой школе ребят учат с детсадовского возраста любить и понимать природу. Экологическая тропа, петляя по лесу, выводит на берег озера Кайминского, одного из 12 озер здешнего края. Школьное лесничество «Пралеска» знают не только в Беларуси. В свое время оно получило в Москве главный приз Первого международного юниорского лесного конкурса – большой хрустальный шар и денежную премию. С той поры юные спондовские помощники лесников в числе фаворитов экологических конкурсов различного уровня.
А в школьном саду – особой гордости директора – ломятся от яблок ветки.
– Не менее восьми тонн должны собрать, – навскидку оценивает урожай Екатерина Емельян. – Сдадим заготовителям и получим деньги. Впереди урожай ремонтантной малины – ягоду продаем местному населению и тоже имеем прибыль.
Спонды – зона пограничная, и местные ребята – члены школьного клуба юных друзей пограничников, частые гости на пограничном посту «Большая Страча».
– А не чувствуют ли ваши ученики себя обделенными по сравнению с жителями больших городов? – задаю вопрос директору.
Екатерина Емельян отвечает:
– И в школе, и дома у каждого ученика есть компьютер с выходом в интернет.
К тому же у ребят есть неоспоримый бонус – тот самый индивидуальный подход, которого ищут городские выпускники у репетиторов. Здесь личностно ориентированный подход к каждому ученику.